Хозяйственный суд Киева отказал в удовлетворении требований иска о признании незаконной на местном уровне международной регистрации на четыре товарных знака МТС, которые использует в Украине группа компаний «Мобильные ТелеСистемы» (Россия). Под этим брендом работает украинский мобильный оператор «МТС Украина». Копией решения суда располагает «Капитал».
Зачем крымчанам МТС
Иск был подан год назад крымской компанией ООО «МТС», близкой к нардепу Льву Миримскому. Один из ключевых акционеров предприятия — его жена Виктория Миримская.
«Крымская МТС была зарегистрирована еще до того, как оператор UMC стал МТС. Моя супруга даже ездит на автомобиле с номерами МТС», — заявил «Капиталу» Миримский.
И теперь компания просто отстаивает права на бренд. Юристы утверждают, что ООО «МТС» в случае победы могло бы претендовать как на компенсацию за нанесенный ущерб интеллектуальной собственности, так и на долю от годового оборота украинского оператора (до 10 %, или около 1 млрд грн).
Представитель ООО «МТС» в материалах дела настаивал на том, что осуществляет свою деятельность на территории Украины, используя фирменный знак МТС с 2001 г., а дочерняя компания ОАО «МТС» в Украине предоставляет услуги под брендом МТС с 2007 г.
1 млрд грн могла бы отсудить крымская компания, если бы доказала, что название ее салона связи является общеизвестным в Украине
Согласно закону «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», в нашей стране не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или очень сходные с известными в Украине фирменными наименованиями. ООО «МТС» располагает двумя действующими патентами Украинского института промышленной собственности на соответствующие логотипы.
Чем руководствовались судьи
Суд принимал решения, руководствуясь результатами экспертизы по вопросам интеллектуальной собственности Минюста.
Эксперты пришли к выводу, что фирменное название ООО «МТС» не позволяло компании выделяться из ряда других предприятий, которые являются продавцами-посредниками мобильных телефонов, аксессуаров и услуг подключения к сетям, и не было известно до начала использования мобильного бренда МТС в Украине россиянами.
А международные знаки ОАО «Мобильные ТелеСистемы» — МТС, МТS — не являются похожими настолько, что их можно спутать с коммерческим наименованием ООО «МТС». Кроме того, услуги, которые оказывали предприятия, удовлетворяют разные потребности клиентов.
Истец заявил, что экспертами было осуществлено грубое нарушение порядка проведения экспертизы, но суд посчитал этот довод его личным мнением. При этом к делу был привлечен еще один судебный эксперт, сделавший вывод, что наименование ООО «МТС» уже было известно в Украине в середине 2006 г.
В своих доводах он привел тот факт, что крымское предприятие использовало свое название в сорока заключенных договорах в 2001‑2003 гг.
Но суд посчитал, что в этих случаях речь шла не о бренде, а о названии юрлица, что нельзя считать доказательством. Кроме того, название ООО «МТС» использовалось только на территории Крыма. К тому же сорока юрлиц, видевших бренд при подписании договоров, недостаточности для доказательств его известности.
Реклама МТС телепортировалась в прошлое
В материалах дела содержался ряд доказательств, которые опровергали позицию эксперта. В частности, отчет по результатам социологического опроса компании InMind: 98 % респондентов никогда не слышали о компании МТС, которая не является оператором связи.
Оставшиеся 2 % связывают деятельность такой компании с продажей шин или обслуживанием автомобилей. А согласно соцопросу, проведенному компанией iVOX, знания населения о компании МТС, которая основана в Крыму, равны нулю.
В свою очередь россияне доказывали, что с 1999 по 2006 г. на украинском ТВ транслировалась реклама с упоминанием бренда МТС (хотя до 2007 г. оператор в Украине был известен исключительно как UMC). Это могла быть не реклама непосредственно услуг связи.
«Вполне возможно, что МТС еще до этого времени информировала абонентов о том, что UMC стала частью МТС», — говорит замдиректора компании GfK Ukraine Глеб Вышлинский. Но о покупке россиянами украинского мобильного оператора стало известно только в конце 2002 г.
Лев Миримский вчера не смог прокомментировать ситуацию — его телефон не отвечал. Но собеседник «Капитала» в «МТС Украина» предполагает, что, скорее всего, крымчане пойдут до конца и будут подавать апелляцию.