Бізнес

авиация

Коломойский близок к монополии над украинским небом

45299
Коломойский близок к монополии над украинским небом
Фото: Константин Мельницкий

Окружной административной суд Киева 3 марта признал незаконным приказ № 245 от 2013 г. Министерства инфраструктуры, которым регламентируется порядок выдачи новых маршрутов отечественным авиаперевозчикам. Соответствующий судебный иск к Мининфраструктуры подал лидер авиарынка — авиакомпания «Международные авиалинии Украины». Решение суда пока не вступило в силу и приказ министерства № 245 продолжает работать. В пресс-службе Мининфраструктуры сообщили РБК-Украина, что ведомство подаст апелляцию до 20 марта. Адвокат Андрей Гук оценивает срок апелляционного рассмотрения в два-три месяца.

Если ведомство проиграет апелляцию, то велика вероятность того, что в силу вступят старые правила, благодаря которым Государственная авиационная служба могла до весны 2013 года крайне непрозрачно распределять маршруты между перевозчиками. Например, в декабре 2012 года Госавиаслужба приняла решение о передаче маршрутов от «АероСвіта» к МАУ. Общественность узнала об этом решение только через несколько месяцев.

По мнению отдельных специалистов, может сложиться и так, что выдача разрешений на новые маршруты остановится вовсе, поскольку новый порядок выдачи авианаправлений Госавислужбы (на замену приказа Мининфраструктуры № 245) — тоже заблокирован.

В Госавиаслужбе не смогли прокомментировать постановление Окружного админсуда.

Предыстория вкратце

В октябре прошлого года Госавиаслужба приняла новый порядок выдачи авианаправлений, который должен был прийти на смену правилам, установленным приказом Мининфраструктуры № 245 от 2013 г.

МАУ всцецело поддержала инициативу Госавиаслужбы.

Против отмены министерского приказа № 245 выступила группа компаний — пытающаяся зайти на украинский рынок «дочка» турецкого авиаперевозчика Atlasjet-Atlasjet Ukraine, а также «Украинско-средиземноморские авиалинии», Wizz Air Ukraine, UTair Ukraine и еще несколько небольших перевозчиков. Например, Atlasjet Ukraine новый порядок не понравился, поскольку авиакомпания не соответствовала одному из требований к получению маршрутов — более 50% перевозчика должны принадлежать гражданину Украины или самой Украине.

Новый порядок выдачи авианаправлений был зарегистрирован в Минюсте. Но группе авиаперевозчиков, благодаря активной критике, удалось затормозить процесс официального вступления в силу документа. Минюст отложил официальную публикацию и предложил Мининфраструктуры и Госавиаслужбе провести открытое общественное обсуждение новых правил.

Свое решение Минюст мотивировал тем, что Госавиавслужба не учла многие выводы и пожелания, которые прозвучали во время заседания экспертной группы по реформированию отрасли авиатранспорта в августе 2014 года.

Таким образом, новый порядок выдачи авианаправлений не опубликован и до сих пор не вступил в силу.

Позиция истца — МАУ

Подавая иск на запрет приказа Мининфраструктуры № 245, МАУ сочло, что этот документ не соответствует правовым актам высшей юридической силы. «Порядок № 245 очевидно нарушает Воздушный кодекс», — заявил РБК-Украина Олег Бондарь, управляющий партнер юридического бюро «ECOVIS Бондарь и Бондарь», выступающего на стороне МАУ.

Кроме того, МАУ уверено, что Мининфраструктуры, при принятии своего приказа, превысило полномочия. Поэтому, как посчитали в МАУ, эти два фактора являются основанием для признания незаконным и недействительным приказа Мининфраструктуры о порядке распределения авиамаршрутов.

«Решение суда будет способствовать правовой определенности, предсказуемости отношений между авиаперевозчиками, а также эффективному планированию хозяйственной деятельности украинских авиакомпаний», — пояснила МАУ свою позицию в пресс-релизе.

Долетались

В результате взаимного блокирования как ныне действующих правил выдачи новых маршрутов, так и тех, которые должны были прийти им на смену, участники авиарынка могут загнать себя в юридическую ловушку. «Если апелляционная инстанция оставит в силе решение первой инстанции — никаких правил о выдаче назначений не будет на рынке», — утверждает бывший начальник отдела авиационного транспорта Мининфраструктуры Валентин Згурский.

Исполнительный директор авиакомпании «Аэроджет» Анатолий Мазуренко считает иначе — авианаправления будет распределять Госавиаслужба. «Как это делалось до 2012 года», — сказал Анатолий Мазуренко.

Андрей Гук согласен с этим. «Мы вернемся к тем архаичным правилам, которые были раньше», — сказал адвокат РБК-Украина.

Он отметил, что в приказе № 245 есть пункт, что ранее действовавшие три нормативно-правовых акта, которыми регулировалась процедура распределения маршрутов до весны 2013 г., были отменены с момента вступления данного приказа. Соответственно, если апелляционная инстанция оставит решение суда первой инстанции в силе, то три старых документа автоматически восстановят свою законную силу. И тогда полномочия распределения авиамаршрутов автоматически вернутся в Госавиаслужбу.

Адвокат утверждает, что старые правила были крайне непрозрачными. «Заявки других авиакомпаний даже не рассматривали без пояснений причин и мотивов. Просто передали все МАУ», — резюмировал Андрей Гук.

Отметим, что максимальное количество маршрутов — у МАУ. За этим авиаперевозчиком в сентябре прошлого года за перевозчиком были закреплены около 190 направлений, из которых МАУ использовали около 80.

Основные спорные различия в действующих правилах Миинфраструктуры и в проекте новых правил от Госавиаслужбы

Позиции сторон. Резюме

Позиция Министерства инфраструктуры. Законодательство относит функцию нормативно-правового регулирования к функциям министерств, а не других центральных органов исполнительной власти. В сфере авиационного транспорта Мининфраструктуры является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование госполитики в сфере транспорта. Приказ Мининфраструктуры № 245 от 2013 г. был согласован с Госавиаслужбой, Госпредпринимательства и АМКУ.

Позиция Госавиаслужбы. Воздушный кодекс указывает, что правила распределения авиамаршрутов устанавливаются авиационными правилами, которые издает центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию госполитики в области гражданской авиации. Таким является Госавиаслужба, поэтому и издание авиационных правил относится к его компетенции.

Источник: РБК-Украина
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама