Рецессия в украинской экономике длится год — в III квартале прошлого года ВВП снизился на 1,3 %, в IV квартале — на 2,5 %, в I квартале 2013 года — на 1,3 %, во II квартале — на 1,1 %. Это не рекорд — рецессия в еврозоне длилась шесть кварталов подряд, правда была менее глубокой. Но ситуация тревожная, в том числе потому, что нет уверенности, что Украина не повторит «достижения» стран зоны евро.
При анализе причин стабильного снижения ВВП в нашей стране принято указывать на две группы причин. К объективным факторам относят негативную конъюнктуру внешних рынков, от которых крайне зависима отечественная экономика, — низкие цены и падение спроса на продукцию, которую Украина экспортирует, в сочетании с высокими ценами на углеводородные энергоносители, которые мы преимущественно импортируем. Субъективными факторами называют ошибки в экономической политике.
Не собираясь опровергать эти утверждения, считаю необходимым рассмотреть еще один важный нюанс, лежащий на стыке макро- и микроэкономики, — поведение отечественных субъектов предпринимательской деятельности и домохозяйств, а также влияние этого поведения на состояние экономики.
В системе национальных счетов ВВП представляет собой просуммированные чистый экспорт, расходы государства, инвестиции и потребление. Логично ли при оценке причин снижения ВВП обращать внимание только на две первых составляющих, игнорируя две других, в большей степени связанных с частным сектором?
В идеале экономическое равновесие наблюдается при условии, что совокупное производство товаров и услуг равняется совокупному спросу на них. Но в реальности равновесное состояние практически недостижимо. Например из-за того, что участники рынков зачастую совершают однонаправленные действия.
Планируя свою деятельность, компании пытаются спрогнозировать спрос на производимую ими продукцию и оказываемые ими услуги. На основании этих прогнозов осуществляется непосредственно деятельность, в том числе и увеличение объемов производства.
Вероятно, многие украинские компании (от наиболее крупных до представителей малого и среднего бизнеса) в свое время неоправданно оптимистично оценили перспективы развития мировой и отечественной экономик. Вследствие этого часть их продукции вместо того чтобы быть потребленной на внутреннем и внешнем рынках, заполонила склады (за содержание которых тоже приходится платить).
Эта неприятная ситуация может быть демпфирована, если производители и потребители будут иметь желание и возможности предъявить дополнительный спрос на продукцию и услуги. Тогда инвестиционный и потребительский спрос может переместиться в какие‑то определенные секторы экономики, тем самым обеспечив перетекание в них высвобожденных в силу указанной в предыдущем абзаце причины производственно-финансовых ресурсов.
Однако потребители априори склонны к экономии. Причем они демонстрируют бережливость всегда, разве что сила стремления к накоплениям зависит от фазы экономического цикла.
Другое дело, что, осознав факт экономической стагнации, и производители, и домашние хозяйства активизируют процесс формирования сбережений, что и наблюдается в Украине с начала кризиса 2008‑2009 годов. Результатом этого стал рост объема накоплений частного сектора, ведущий к снижению экономической активности. Плохо и то, что эти процессы поддерживают друг друга.
Если желание накапливать длится долго (в Украине можно говорить о 4‑5 годах) и усугубляется ошибочными решениями корпоративного производственного сектора, вряд ли удастся избежать системного сбоя, проявлением которого является экономическая рецессия.
Описанная цепочка событий справедлива не только по отношению к Украине — аналогично ситуация с динамикой ВВП развивалась в куда более благополучной, нежели наша страна, еврозоне.
Банкам тоже есть в место в изложенной схеме. Дело в том, что корпоративный сектор работает, как правило, с заемными средствами. При снижении спроса на товары и услуги компании испытывают трудности с их реализацией. Первой реакцией становится ухудшение ситуации с обслуживанием банковских кредитов, что наблюдалось в Украине в 2008‑2010 годах.
После выравнивания положения с проблемными и неаккуратно обслуживаемыми кредитами наступает новая фаза: реагируя на сложности с продажей товаров, компании резко снижают спрос на банковские кредиты, что началось в 2011 году и длится до сих пор.
Таким образом, поведение отечественных предпринимателей и домохозяйств, наряду с внешними факторами и изъянами экономической политики, внесло свою лепту в рецессию. При этом снижение ВВП отнюдь не означает, что склонность частного сектора экономики к формированию сбережений уменьшится. На поверхности лежит предположение, что для перелома существующей негативной тенденции государство должно активизировать свои расходы, задействовав рецепты Д. Кейнса.