В первом полугодии замедление темпов роста доходов государственного бюджета поставило правительство перед необходимостью затянуть пояса. По данным Государственной казначейской службы, за шесть месяцев Кабмин недофинансировал 7,7 % расходов общего фонда госбюджета, за счет чего сэкономил 13,9 млрд грн. При плане в 181,2 млрд грн было выполнено расходов лишь на 167,3 млрд грн.
Как ранее писал «Капитал», недофинансирование расходов или откладывание платежей на следующие бюджетные периоды — распространенная украинская практика. Согласно данным Госказначейства, в 2012 г. недофинансировано было 4,8 %, или 17,2 млрд грн расходов из общего фонда.
Традиционно «под нож» отправляются капитальные расходы, а также средства, предназначенные местным бюджетам, отмечает директор «CASE Украина» Дмитрий Боярчук. Первая половина этого года не стала исключением из правил. Значительная часть экономии была произведена за счет местных бюджетов (см. таблицу). Только за счет дотаций и субвенций, которые должны были направиться в регионы, правительство «придержало» в центральной казне 3,2 млрд грн., обеспечив почти четверть экономии. В частности, полностью не были профинансированы дотации на выравнивание местных бюджетов, а также субвенции на выплату помощи семьям с детьми, детям-сиротам и инвалидам и на предоставление льгот и субсидий населению в сфере жилищно-коммунальных услуг и услуг связи. По словам аналитика по вопросам местных бюджетов Ассоциации городов Украины Александра Слобожана, впоследствии частично эта просрочка закрывается, в особенности по защищенным статьям, а частично — списывается в кредиторскую задолженность госбюджета перед местными властями.
Впрочем, местные бюджеты оказались не в самом бедственном положении: большинство статей расходов оказалось недофинансировано на 4‑5 %. В то же время некоторые получатели государственных средств не получили ни копейки из выделенной им суммы. Так, полностью было остановлено выделение бюджетных средств на подготовку к чемпионату Европы по баскетболу, который пройдет в 2015 г. в Украине. Согласно плану, за первое полугодие 2013 г. государство планировало выделить на это 160 млн грн. Как объясняет старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь, правительство лишило именно эту статью финансирования, поскольку она, во‑первых, еще может быть отсрочена, а во‑вторых, не связана с социальными выплатами. Также на 81,2 % не профинансировано удешевление стоимости ипотечных кредитов для населения. По мнению собеседника, это объясняется тем, что госпрограмма поддержки кредитования населения на покупку доступного жилья не пользуется популярностью у украинцев.
Подобная ситуация с недофинансированием расходов сохранится и во второй половине года, ожидают эксперты. К примеру, капитальные расходы могут быть профинансированы лишь формально, полагает Александр Жолудь. Кабмин может выделить на них деньги в последний день года, и в результате неосвоенные средства вернутся обратно в государственный бюджет. Также не полностью, хотя и в меньшей степени, профинансированы будут и текущие расходы.
Впрочем, к концу года разница между плановыми показателями и фактическим исполнением должна сократиться. Напомним, по оценкам руководителя аналитического отдела ИК Concorde Capital Александра Паращия, общее недофинансирование расходов госбюджета составит до 5 % от плана, то есть около 20 млрд грн до конца года. Аналогичного недофинансирования расходов ожидает и Дмитрий Боярчук.