Страховая компания «Вона» — единственный страховщик, который имеет задолженность перед фондами Моторного (транспортного) страхового бюро Украины. Остальные компании внесли деньги. Впрочем, это не означает, что у них нет проблем на рынке ОСАГО. Об этом свидетельствует обнародованная на сайте МТСБУ оценка деятельности продавцов «автогражданки» за 2014 год (так называемый «светофор»).
Мало денег, много жалоб
Сколько «Вона» должна, МТСБУ не сообщает. Но ранее эксперты рынка прогнозировали, что задолженность перед фондами бюро может быть у нескольких десятков страховых компаний, обязанных по закону внести столько денег в Фонд защиты потерпевших МТСБУ, чтобы доля каждого продавца ОСАГО составляла €500 тыс.
«Крайний срок внесения средств страховщиками в фонды бюро — апрель 2015 года», — сообщил на одной из пресс-конференций президент МТСБУ Юрий Гришан. Судя по «светофору», не выполнила требования законодательства только «Вона». Получить комментарий по этому поводу у компании вчера не удалось.
Но «Вона» — не единственный страховщик, у которого проблемы с деятельностью на рынке ОСАГО. Оценке были подвергнуты 57 членов бюро. Из них 40 имеют хороший уровень финансового положения, 15 — удовлетворительный, два — неудовлетворительный.
Неудовлетворительный уровень качества урегулирования страховых случаев в прошлом году был у трех страховщиков — «Здорово», «Оранта» и «Украинская транспортная страховая компания».
А больше всего жалоб страхователей и потерпевших в прошлом году пришло на таких продавцов ОСАГО, как «Аска», «Эталон», «Интер-Полис», «Мега-Гарант»«, «Оранта», «Ритейл-Страхование», «Страховой капитал», «Украина» и «Украинская транспортная страховая компания».
«В нашем случае это связано с военными действиями на Донбассе. В прошлом году мы не смогли вывезти из Донецка до 70% всех „выплатных“ дел по ОСАГО. Поэтому и были трудности с выплатами», — признается гендиректор страховой компании «Аска» Андрей Шукатко.
Другая система оценки
Немало компаний просто не стали отчитываться перед бюро или не дали согласия на публикацию своих оценок. Среди таких страховщиков «Украинская охранно-страховая компания», «Европейский страховой альянс» и «Европейский страховой союз».
Многим страховщикам и вовсе не нравится принцип оценивания в «светофоре». «Нужно оценивать не по финансовым показателям, которые могут быть недостоверными, а по скорости выплат и уровню сервиса», — считает президент Украинской федерации страхования Андрей Перетяжко. Поэтому на общем собрании МТСБУ в марте 2015 года было принято решение изменить порядок мониторинга деятельности членов МТСБУ со второго полугодия 2015 года. Основными в оценке работы страховщиков станут показатели качества урегулирования страховых случаев, уровня жалоб страхователей и потерпевших, скорости заполнения центральной базы данных МТСБУ.
Водителям все равно
Но эксперты признают — как не меняй показатели оценки деятельности продавцов ОСАГО, вряд ли эти данные станут популярными среди водителей Украины при выборе страховщика. По наблюдениям экс-гендиректора МТСБУ Натальи Гудымы, в 99 случаях из 100 «светофором» интересуются юридические лица. И только 1% приходится на частных лиц. «Такое отношение у водителей к показателям продавцов полисов ОСАГО будет продолжаться до тех пор, пока в Украине не введут прямое урегулирование страховых случаев по «автогражданке», — считает Андрей Перетяжко.
Речь идет о ситуации, при которой страховщик платит своему клиенту, а не потерпевшему в ДТП, как сегодня. Пока что в МТСБУ только подготовили проект изменений в закон об ОСАГО, в рамках которого вводится норма прямого урегулирования. Когда закон будет принят ВР и прямое урегулирование начнет действовать, эксперты прогнозировать не берутся.