Кабинет министров согласовал изменения к закону о естественных монополиях, разработанные Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг. Документ расширяет перечень смежных отраслей, где может применяться стимулирующее регулирование тарифов. Такие меры предусмотрены Национальным планом действий на 2013 г. по реализации программы экономических реформ на 2010‑2014 гг.
Курс на инвестиции
Основная цель долгосрочного тарифообразования — предоставить предприятиям возможность привлекать инвестиции в расширение и модернизацию коммунальной инфраструктуры, уточнили «Капиталу» в пресс-службе нацкомиссии. Суть такого регулирования сводится к тому, что предприятие, предоставляя госрегулятору информацию о своих активах, получает регуляторную норму дохода, то есть максимальную границу заработка на этих активах.
Как отметил член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, опыт европейских стран подтверждает, что при стимулирующем регулировании предприятия, предоставляющие коммунальные услуги, имеют возможность включать в их стоимость так называемые инвестиционные затраты, например, кредиты. По словам эксперта, применение стимулирующего регулирования тарифов ведет к их повышению. «В теории эта модель предполагает, что тариф будет снижаться с учетом улучшения эффективности работы предприятия. Но на практике из‑за инфляции и всевозможных кризисов этого, скорее всего, не произойдет», — отметил Юрий Корольчук.
Тарифные исключения
Сейчас на условиях стимулирующего тарифообразования могут работать предприятия естественных монополий и компании смежных рынков в сфере комбинированного производства электрической и тепловой энергии. Для того чтобы перейти на новый формат формирования цен, компания должна направить заявление своему регулятору и подтвердить отсутствие задолженностей за полученные энергоресурсы.
На самих же предприятиях еще достаточно осторожно относятся к перспективе долгосрочного регулирования тарифов. По словам председателя наблюдательного совета «Киевэнерго» Ивана Плачкова, единый тариф на несколько лет не устроит ни сами компании, ни частных инвесторов. «Если завтра на 20 % вырастет цена на газ, на уголь или нефть, то предприятие не сможет выдержать такие изменения, имея постоянный тариф. Тариф должен быть экономически обоснованным, соответствовать затратам и необходимой для развития и модернизации рентабельности», — отмечает Иван Плачков.
Контроль за стимулами
В ближайшее время законопроект из Кабмина будет направлен в парламентский комитет по вопросам строительства, градостроения, жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики. Председатель комитета Спиридон Килинкаров (фракция Коммунистической партии) в беседе с «Капиталом» подчеркнул, что свои соображения относительно законопроекта он будет готов представить после того, как документ пройдет обсуждение в комитете. Но при этом он подчеркнул, что инвестиционная составляющая тарифа, которую предполагает механизм стимулирующего регулирования, не должна привести к увеличению тарифов.
По мнению опрошенных «Капиталом» экспертов, на внедрение новшества потребуется время. На фоне обострившейся в последнее время дискуссии между правительством и местными властями о повышении тарифов в предверии президентских выборов государство вряд ли пойдет на такой шаг, отмечает Юрий Корольчук.