Прошедший год для авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ) оказался убыточным. Об этом на пресс-конференции 3 апреля заявил президент МАУ Юрий Мирошников.
Компанию связывают с днепропетровским олигархом Игорем Коломойским, хоть сам он этого не признает.
По словам Мирошникова, в 21 веке у компании были убыточными только три года — помимо 2014, 2010-й и 2011-й. Точные цифры он отказался озвучить, сославшись на скорое проведение собрания акционеров.
В этом году в МАУ рассчитывают выйти хотя бы на эксплуатационную окупаемость.
Причины падения
Плачевная ситуация на авиационном рынке была спровоцирована политическим и экономическим кризисом в стране. В результате девальвации гривны украинцы резко снизили спрос на авиабилеты, цены на которые привязаны к доллару или евро. Кроме того, из-за войны в Украине схлынул транзитный поток иностранных пассажиров через украинские аэропорты.
В результате, по данным Государственной авиационной службы, по итогам 2014 года пассажиропоток через отечественные аэровокзалы упал по сравнению с предыдущим годом на 22,3% — до 10,8 млн человек (без учета крымских аэропортов Симферополя и Бельбека).
Госавиаслужбу, регулирующую рынок авиаперевозок, в ноябре 2014 года возглавил Денис Антонюк. До этого он работал в МАУ.
Падение трафика не преминуло сказаться на числе игроков авиарынка — одна за другой его стали покидать как украинские, так и иностранные авиакомпании.
«Emirates ушел, Wizz Air Ukraine уходит, — говорит заместитель гендиректора по коммерции онлайн-сервиса Tickets.ua Виктор Войцеховский. — Украинский рынок сейчас не сахар, поскольку по некоторым направлениям пассажиропоток сократился на половину».
Близкие соседи и Ближний Восток
За последний год на некоторых направлениях в страны бывшего СССР у МАУ существенно уменьшилась конкуренция. В первую очередь речь идет о Литве и Грузии. После того, как в конце апреля прошлого года Wizz Air Ukraine совершила свой последний рейс в Вильнюс, из Украины в эту страну стала летать исключительно МАУ.
Конкуренция на грузинском направлении немного выше. После ухода Wizz Air Ukraine в эту страну, по данным сервиса Flight Maps Analytics, будут летать из Украины МАУ и «дружественная» ей компания «Днеправиа».
Конкуренцию им может составить авиакомпания YanAir, которая анонсировала с конца апреля полеты из Киева и Одессы в Тбилиси и Батуми. Однако купить билеты на эти рейсы пока нельзя.
Эти два направления не являются очень рентабельными или генерирующими большой трафик пассажиров. По словам эксперта авиарынка Сергея Кадученко, Литва и Грузия являются низкодоходными направлениями.
При этом Литва еще и генерирует сравнительно небольшой point-to-point-трафик. Пассажир, который летит одним рейсом из одного города в другой, является более прибыльным, нежели транзитный пассажир, который летит двумя и более рейсами.
Соответственно, перевозчики были вынуждены всеми силами привлекать транзитных пассажиров.
Уход конкурентов с литовского и грузинского направлений позволит МАУ собрать весь имеющийся point-to-point-трафик и, как следствие, подтянуть рентабельность рейсов, считает Сергей Кадученко.
Уменьшение конкуренции может привести к тому, что пассажирам придется больше платить за билеты.
«Значительная часть пассажиров, которые летали с Wizz Air Ukraine в грузинский Кутаиси, будет вынуждена летать в Тбилиси, что позволит поднять цены на авиаперелеты», — говорит исполнительный директор авиакомпании «Аэроджет» Анатолий Мазуренко.
Кроме того, существенно ослабла конкуренция на еще одном восточном направлении — в Объединенные Арабские Эмираты — в Дубай и Шарджу. Если еще год назад весной в ОАЭ летали шесть авиакомпаний, то спустя год их число ограничилось тремя — МАУ, Flydubai и Air Arabia. Прекратили полеты Emirates, Wizz Air Ukraine и «Днеправиа».
На запад
Но основное уменьшение конкуренции произошло на западном направлении. Первая волна ухода авиакомпаний была осенью прошлого года. Сначала, в сентябре, прекратил полеты из Киева в Осло норвежский лоукостер Norwegian Air Shuttle. С начала октября рейсы из столицы Украины в Цюрих перестал выполнять швейцарский перевозчик Swiss. Чуть позже на аналогичный шаг пошла итальянская Alitalia, летавшая по маршруту Киев-Рим.
Вторая волна сокращения карты маршрутов произойдет с 20 апреля, когда с рынка планирует уйти Wizz Air Ukraine с полетами в испанские Барселону, Валенсию, итальянские Милан, Неаполь, Венецию.
В результате сокращения карты полетов в Испанию из Украины теперь будет летать только МАУ. В мае авиакомпания планирует выполнять рейсы в Барселону, а с июня возобновит полеты в Мадрид и на Тенерифе. Правда, в начале лета к МАУ намерена присоединиться испанская авиакомпания Vueling Airlines, однако соотношение числа рейсов будет не в ее пользу — 10 против 21 у МАУ за июнь.
Примерно такая же картина складывается и с Италией. После прошлогоднего ухода Alitalia и Wizz Air Ukraine в мае в эту страну из Украины будет летать только МАУ — из Киева в Рим и Милан. С июня карта полетов расширится еще за счет Львова, из которого МАУ начнет полеты в Болонью и Рим.
Сергей Кадученко считает, что из оставшихся направлений наиболее доходными являются Рим и Цюрих. С этих направлений также ушли конкуренты. Теперь МАУ может не пытаться всеми силами занять самолеты низкодоходными транзитными пассажирами, а делать ставку на пассажиров, которые летают между этими городами.
«Это улучшит рентабельность рейсов даже без подъема тарифов — просто за счет преобладания прямого потока над транзитными», — говорит Сергей Кадученко.
Итальянские и испанские направления также были привлекательными. Бывший начальник отдела авиационного транспорта Министерства инфраструктуры Валентин Згурский считает, что от ухода Wizz Air Ukraine однозначно в выигрыше остается МАУ. По европейским рейсам это были основные конкуренты.
«Wizz Air Ukraine забирали у МАУ достаточно много пассажиров, даже несмотря на низкую частотность и не всегда удобное время. Но цены они заставляли немного снижать», — говорит Згурский.
Примечательно, но «опустевший» маршрут в Норвегию не привлек никого. Правда, с июня прошлого года в соседнюю Швецию стала летать МАУ.
«Мы не ожидаем увеличения загрузки из-за ухода конкурентов, — говорит руководитель МАУ Юрий Мирошников. — Конечно, мы будем пытаться, может быть, выходить на некоторые новые маршруты, конечно, может быть, мы получим пассажиров на „х“ больше, чем мы бы их получили, если бы летал Swiss, или если бы летал Emirates, если бы летала Alitalia, но это не радикальные и не принципиальные изменения».
Участники авиарынка считают, что он уже достиг дна, поэтому не ожидают новых громких уходов авиаперевозчиков.
«Надеюсь, что мы упали на дно этой ямы, потому дальше будет хотя бы медленный подъем», — говорит Анатолий Мазуренко.
Ситуацию на рынке сможет улучшить подписание соглашения о едином авиапространстве, которое должно состояться в ходе майского саммита Украина-ЕС в Риге.