«Капитал» посмотрел режиссерский дебют писателя Алекса Гарленда и искренне порадовался тому, что об искусственном интеллекте, несмотря на избитость темы, все еще снимают крутое кино.
Самые заметные громкие голливудские премьеры последних лет об искусственном разуме и его непростых отношениях с людьми, мягко говоря, не поражали ни оригинальностью, ни глубиной. Например, свежий «Робот Чаппи», вопреки ожиданиям любителей режиссуры Нила Бломкампа, оказался аляповатым и простеньким экшеном. Прошлогоднее «Превосходство» с Джонни Деппом — душераздирающе скучной и вторичной морализаторской притчей. В общем, — ни удивиться, ни попереживать, ни всплакнуть.
А вот у Алекса Гарленда, автора книги «Пляж» (той самой, по которой снят известный фильм с Леонардо Ди Каприо) получилось сделать картину, которая удивляет, пугает, смешит и заставляет задуматься. Ex Machina — режиссерский дебют писателя и сценариста Гарленда. Более чем удачный. Это камерная механистическая кинопоэма, разыгранная практически на троих.
Молодой и скромный айтишник Калеб (ирландец Донал Глисон, «Фрэнк», «Несломленный») вытянул счастливый билет — выиграл в лотерею, проводившуюся среди сотрудников крупной компании, где он трудится кодировщиком. Призом стал недельный визит в святая святых — секретный загородный дом владельца компании (с юморком названной автором картины «Синяя книга»). Техногений Натан (Оскар Айзек, «Внутри Льюина Дэвиса») ведет затворнический образ жизни — добраться в его дом-лабораторию, расположенный фактически в лесу, можно только на вертолете. И живет он там один. То есть почти один, как выяснит Калеб.
Обалдевший от встречи со своим кумиром, который большую часть досуга качает бицуху и пьет как лошадь, юноша узнает, что попал в дом Натана не просто так. Оказывается, гений-затворник уже давно занимается созданием искусственного интеллекта. И в подвале у него теперь живет красавица Ава (Алисия Викандер) — поразительно похожая на человека женщина-робот. Калебу достается почетная миссия поучаствовать в тесте Тьюринга, цель которого — проверить, может ли машина мыслить. Для этого ему надо просто пообщаться с Авой.
Смотреть этот фильм — сплошное удовольствие. Кареглазая и миниатюрная Ава исключительно хороша — чем-то похожа на антропоморфных роботов из старого доброго клипа Бьорк All is full of love. Она спокойна, уравновешена, деликатна и даже умеет шутить. И кокетничать. И, похоже, даже любить. На фоне своего непрерывно выпивающего грубоватого создателя Ава выглядит настоящим ангелом. Именно так кажется совершенно очарованному ею Калебу. Более того, по ходу дела выясняется, что подвалы дома Натана, где все напичкано видеокамерами и электроникой, хранят довольно мрачные и неприятные тайны.
Как водится в хорошем кино, на самом деле все обстоит не совсем так, как кажется на первый взгляд. И даже совсем не так. Гарленд взялся рассуждать не о том, может ли душа жить в механическом теле. Он забрался в дебри погуще. Ex Machina — тугой философский клубок, в котором переплелись рассуждения о том, какова цена человечности, может ли человек стать богом, создав живое существо, и даже о связи интеллекта с гендером (феминисткам нервничать не стоит — им фильм скорее всего понравится).
Начинающийся как симпатичный научпоп, Ex Machina плавно превращается в жутковатый триллер. На самом деле Натан задумал тестировать не Аву, а своего молодого, восторженного и на редкость человечного гостя. Он решил выяснить, сможет ли сильный интеллект, помещенный в точеное женское тело, сыграть на чувствах живого человека, обвести его вокруг пальца, заставить себе подчиниться, не используя при этом физическую силу.
Что ж. У Алекса Гарленда для нас две новости. И обе — так себе.