«Капитал» посмотрел пятую часть киносериала о злых духах — нервно вздрагивал, но так и не испугался.
Пятая часть франшзы о кознях демонов, первые два фильма которой пугали до икоты даже видавших виды поклонников жанра, наталкивает на мысли в духе «Спасибо, хватит». К счастью, продюсеры ленты уверяют, что «Призрачный мир» — заключительная часть «Паранормального явления».
Авторы, похоже, окончательно выдохлись к пятому фильму, поэтому решили ни с сюжетом, ни с созданием приличествующей атмосферы особо не заморачиваться. А просто добавили к уже привычным приемам и заезженным штампам 3D. Что картине никак не помогло.
Порядочная американская семья, — мама Эмили, папа Райан и маленькая дочка Лейла, — въезжает в большой красивый двухэтажный дом. На носу — Рождество. По этому случаю к ним в гости пожаловал брат Райана Майк. Дружное семейство готовится к празднику, украшает новое жилище, хохочет целыми днями и потешается над пышными усами дяди Майка. Жизнерадостный папа все это снимает на видео. Казалось бы — ничто не предвещает беды. Но мы-то знаем.
Разбирая вещи, Райан и Майк обнаруживают в одной из коробок допотопную видеокамеру и гору кассет. Глава семейства снимает все подряд новой игрушкой, не особо задумываясь о том, откуда она вообще взялась. И тут же оказывается, что объектив камеры видит гораздо больше, чем ему полагается. А именно — какие-то непонятные темные хлопья, летающие по дому то там, то тут. И вместо того, чтобы заподозрить нехорошее, продолжает исследовать интерьер нового жилища с помощью найденной техники.
Вечером же, наевшись грибов, братья усаживаются смотреть записи с видеокассет из таинственной коробки. На пленках, датированных 1988 годом, странные люди заставляют двух маленьких девочек проделывать малопонятные ритуалы — то ли общаться с кем-то невидимым по имени Тоби, то ли призывать его. А через день маленькая Лейла сообщает, что у нее завелся воображаемый друг Тоби. При этом новоприобретенный приятель подговаривает ребенка делать, прямо скажем, довольно неожиданные вещи.
Видимо, глава семьи все-таки смотрел фильмы ужасов, поэтому очень быстро соображает, что к чему. По идее, к этому моменту зритель должен вжиматься в кресло от ужаса. Но, вероятнее всего, он в это время занят размышлениями о том, почему люди, оказавшиеся в одном доме с жутким демоном, вместо того, чтобы схватить руки в ноги и с воплями умчаться в ночь, довольно спокойно обсуждают, что же им со всем этим делать. «Дорогая, знаешь, похоже, у нас в доме завелся злой дух. Он хочет нас убить, а нашу дочь — похитить. — О, какая неприятность. Может, позовем священника?» — примерно так ведут себя главные герои, немного напоминая персонажей «Кентервильского привидения» Оскара Уайльда.
Даже тем, кто до дрожи в коленях боится мистических триллеров, вряд ли придется закрывать глаза руками на сеансах «Паранормального явления: Призрачный мир». Максимум — подпрыгивать от классического «бу-эффекта», когда непонятное нечто внезапно прыгает прямо в камеру или пролетает из одного угла в другой.
Первые части франшизы добросовестно запугивали зрителя на манер «Ведьмы из Блэр» (1999) — когда ничего толком не видно, не понятно и очень похоже на реальные события, снятые на хоум-видео. Заключительная же делает лишь вялые попытки, используя при этом стандартный набор для фильмов о потусторонних силах, не дающих покоя добропорядочным американцам. Пожалуй, из названия фильма можно смело убрать приставку «пара-» - тогда оно будет куда точнее описывать его содержание.