Фінанси

правила игры

Нацкомфинуслуг обяжет страховые компании, ломбарды и кредитные союзы согласовывать с ней содержание рекламы. Однако норму можно будет обойти

Нацкомфинуслуг обяжет страховые компании, ломбарды и кредитные союзы согласовывать с ней содержание рекламы. Однако норму можно будет обойти
Нацкомфинуслуг хочет контролировать содержание рекламных сообщений игроков рынка

Национальная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг хочет запретить своим подопечным размещать рекламу без согласования с ней.

Об этом говорится в разработанном регулятором проекте закона, копией которого располагает «Капитал». Документ коснется всех подконтрольных Нацкомфинуслуг компаний — страховщиков, кредитных союзов, ломбардов, финансовых компаний и др. Разработка документа была предусмотрена национальным планом действий по внедрению программы экономических реформ на 2010‑2014 гг., утвержденным указом президента.

Что предлагается

Согласно документу, компании обязываются подавать в нацкомиссию для согласования любую рекламу или изменения к ней. Ведомство дает десять дней на принятие решения о согласии или отказе в распространении такой рекламы. Регулятор оставляет за собой право применить меры воздействия к финучреждениям, которые нарушают требования закона. Так, за распространение рекламы без ее предварительного согласования предусмотрен штраф в размере от 50 % до 150 % стоимости размещения рекламы. А за распространение рекламы после остановки права на распространение — 150‑300 %.

Против ветра

Председатель правления объединения кредитных союзов «Программа защиты вкладов» Иван Вишневский считает, что делегирование надзорных функций Нацкомфинуслуг за рекламой банков — это ще один шаг на пути к зарегулированности рынка. «Это противоречит заявленной политике сокращения количества разрешительных процедур и документов и может привести к дублированию функций госорганов. Госкомитет по защите прав потребителей и Антимонопольный комитет выполняют аналогичные функции», — недоумевает эксперт.

Опрошенные «Капиталом» игроки рынка предлагают изменить принцип согласования рекламы. «Лучшей для всех стала бы процедура обоснованного приостановления недобросовестной рекламы, а не разрешение. Если регулятор видит в рекламе нарушения, он письменно уведомляет об этом рекламодателя и объясняет, какие именно нормы нарушены», — подчеркнул глава правления PZU в Украине Мачей Шишко.

Еще одна брешь проекта — рекламодателем может быть участник рынка финуслуг, занесенный в государственный реестр юридических и физических лиц. Под такое определение не подпадают лица, работающие на агентских условиях, отметил Иван Вишневский. Кредитные и страховые брокеры выпадают из поля зрения регулятора, потому что не включены в реестр финструктур.

Да и фиктивные компании, предоставляющие так называемые социальные кредиты либо помощь в получении кредитов, не считают себя финансовыми учреждениями. А на деле под видом квазифинансовых услуг и консалтинга рекламируют кредиты, ссуды и прочие продукты. «Этот законопроект не убережет потребителей финансовых услуг от мошенников», — уверен Вишневский.

Полезный опыт

Несколько лет назад по такому же пути пошла Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), обязав согласовывать рекламу компании по управлению активами. Необходимость введений такого согласования регулятор объяснял тем, что многие инвестфонды в своей рекламе указывали на потенциальную доходность от будущих инвестиций, хотя и не имели права этого делать.

Позже НКЦБФР решила расширить сферу своих полномочий. Для чего разработала изменения в законодательство, которые позволили бы ей согласовывать рекламу абсолютно всех профучастников фондового рынка. С начала этого года все компании, работающие на фондовом рынке, перед тем как разместить свою рекламу, обязаны согласовать ее текст с НКЦБФР. Решение о согласовании рекламы принимается на заседании комиссии ее членами.

Как только такие полномочия были получены, регулятор запретил рекламу услуг компании «ММСИС Инвестментс». Мотивацией было не соответствие рекламных материалов законодательству. «Смутило комиссию — посылы в рекламных сообщениях, что все операции ММСИС контролируются НКЦБФР, что в принципе не могло соответствовать действительности», — заявлял член НКЦБФР Евгений Воропаев.

Тем не менее реклама ММСИС сразу не исчезла. Всплывает она теперь в другом виде: рекламируется не торговец как профучастник, а другая компания, которая занимается привлечением средств физлиц. Это фактически означает, что запрет регулятора о рекламе вполне можно обойти.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама