Крупнейший оператор фиксированной связи и интернет-доступа «Укртелеком», принадлежащий компании СКМ Рината Ахметова, — в преддефолтном состоянии.
Независимый аудитор высказал опасения, что предприятие не сможет вовремя погасить все краткосрочные кредиты в 2015 году. Оператор попал в ситуацию, когда критически необходимое ему дальнейшее увеличение денежных поступлений зависит от воли государства.
Только НКРСИ решит, поднимать ли в 2015 году расценки на связь, и лишь АМКУ примет решение, дать ли добро на завершение сделки по продаже «Тримоб».
Долги на долгах
Аудиторская фирма «Прайсвотерхаус Куперс» провела независимый аудит деятельности компании «Укртелеком» в 2014 году. Хотя оператор закончил этот период с прибылью 286,2 млн грн, аудитор пришел к выводу, что долговая нагрузка предприятия может оказаться критичной.
«Существует значительная неопределенность относительно событий и обстоятельств, которые могут вызвать сомнения в способности компании продолжать деятельность на беспрерывной основе», — говорится в отчете аудита.
Эксперты из «Прайсворетхаус Куперс» посчитали, что на возможность компании договориться о пересмотре условий по ее задолженности сильно влияют экономическая и политическая неопределенность в Украине.
В конце 2014 года сумма текущих обязательств «Укртелекома» превысила его текущие активны на 1,5 млрд грн. Большинство обязательств — краткосрочные, подлежащие выплате в течение года. 1,3 млрд грн нужно было погасить в первом квартале: 821 млн грн по кредитам и 431 млн грн — по облигациям.
«Эти обстоятельства могут вызвать значительные сомнения относительно способности компании рассчитаться по обязательствам», — говорится в аудите.
Руководство компании считает, что предпринимает все необходимые меры для поддержания ликвидности предприятия. В частности у оператора в конце 2014 года был неиспользованный лимит по кредитным линиям на 500 млн грн.
При этом в отчете отмечается, что в январе и феврале «Укртелеком» уже воспользовался лимитом, чтобы частично рассчитаться по основным долгам, и теперь должен быстро погасить его в апреле и сентябре 2015 года.
В отчете отмечается, что с частью кредиторов оператору удалось договориться о переносе выплаты. Кроме того, 18 марта получилось перенести срок погашения облигаций на 400 млн грн на 2016 год.
Как утверждают эксперты «Прайсвотерхаус Куперс», «Укртелеком» не полностью завершил процесс переговоров и не оформил юридического соглашения о пролонгации еще на год части долга. Компания признала, что ее ликвидность зависит от готовности кредиторов позволить ей не погашать долг в 2015 году.
Банкам деваться некуда
Аналитик ИК Concorde Capital Александр Паращий говорит, что аудитор неспроста упомянул о сложной ситуации «Укртелекома» с долгами. «Видимо, он посчитал, что операционные потоки не позволят погасить долг», — отмечает он.
Член набсовета биржи ПФТС, финансовый эксперт Артемий Ершов полагает, что 1,5 млрд грн текущей задолженности для «Укртелекома» — это не смертельно. По его словам, если компания не рассчитается по сумме задолженности за 2015 год, то кредиторы могут объявить дефолт и подать на должника в суд.
Однако в текущей ситуации на финансовом рынке не каждый банк может пойти на такие меры, ведь учреждения испытывают сложности с формированием резервов.
«Если какой-то из банков-кредиторов решит подать в суд на должника, то ему придется перестать начислять проценты и доначислить в резерв долг в размере 100% от этой суммы. Не каждый банк себе такое сможет позволить», — говорит Ершов. Ведь суды в трех инстанциях могут надолго растянуться.
В этом Ершова поддерживает Паращий. Он отмечает, что украинские банки и компании находятся в одной упряжке. Одни не могут увеличивать резервы из-за дефолтов должников, другие не могут вовремя погасить долги.
«Сейчас требовать досрочного погашения кредита почти от любой украинской компании — это безнадежно», — говорит Паращий.
С другой стороны, по словам Ершова, «Укртелеком» действительно может испытывать сложности в том, чтобы привлекать новые долгосрочные ссуды. Хотя, говорит он, если речь идет о краткосрочных займах на несколько месяцев для перекредитования, то лучше занять и под 40%.
Гораздо хуже довести ситуацию до дефолта и испортить отношения с долгосрочными партнерами. Впрочем, полагает Паращий, для банков «Укртелеком» даже с текущими долгами остается более или менее надежным потенциальным заемщиком. Ведь он не прекращает деятельности.
Почему спасет НКРСИ и АМКУ?
2015 год «Укртелеком» начал без крымских активов. Еще два филиала — Донецкий и Луганский — находятся в зоне боевых действий. В конце 2014 года на них уже приходилось около 11% всей дебиторской задолженности, так как не все тамошние клиенты смогли заплатить по счетам.
В связке с финансовой нагрузкой по долгам эти обстоятельства привели к тому, что первый квартал «Укртелеком» закончил с убытком 165 млн грн.
Тем не менее, компании за последнее время удалось значительно сократить операционные затраты. В первом квартале себестоимость предоставленных услуг уменьшилась на 217,7 млн грн до 956,6 млн грн по сравнению с этим же периодом 2014 года. Это может быть связано с сокращением расходов на персонал.
Затраты на оплату труда и социальные мероприятия в первом квартале 2015 года уменьшились на 130 млн грн, а количество сотрудников только за последний год уменьшилось на 16,3 тыс до 38 тыс.
Эта статья расходов является основной в структуре затрат компании. Паращий добавляет, что в мае 2014 года у «Укртелекома» в этой сфере «развязались руки». В течение трех лет с момента приватизации компании в мае 2011 года действовал мораторий на сокращение штата по инициативе собственника предприятия.
Доходы компании в 2015 году тоже могут заметно увеличиться. В отчете «Прайсвотерхаус Куперс» отмечается, что компания намерена выручить дополнительные средства от продажи своего 3G-оператора «Тримоб». СКМ договорилась о продаже этой компании турецкому холдингу Turkcell.
Согласно отчету, сделка будет закрыта в третьем квартале после ее согласования с АМКУ. То есть компания получит еще один источник финансирования долгов.
Насколько быстро «Укртелеком» сможет выкарабкаться из долгов собственными силами, зависит от того, решит ли НКРСИ в очередной раз поднять предельные тарифы на местную связь. В предыдущие годы это происходило. Увеличенные тарифы в деньгах даже компенсировали заметный отток абонентов.
Только за 2014 год количество телефонных линий, которые обслуживает компания, уменьшилось на 730 тыс штук до 8 млн. На отток сильно повлияла потеря Крыма и эмиграция населения на Донбассе.
Хотя «Укртелеком» является крупнейшим оператором и на рынке интернет-доступа — контролирует около его четверти, это направление пока не позволяет компании в полной мере компенсировать потери от других видов связи.
В 2014 году доход от интернета увеличился всего на 61 млн грн до 1,215 млрд грн. Чтобы увеличить поступления от этого сегмента, компания в апреле 2015 года была вынуждена повысить тарифы на интернет-пакеты в среднем на 10 грн. Эти тарифы, в отличие от расценок на местную связь, не регулируются государством.
Однако постоянно повышать плату за интернет «Укртелеком» тоже не может — на этом рынке, в отличие от фиксированной телефонии, он не монополист.