Украина предлагает России перейти на кардинально новую систему расчета стоимости транспортировки газа. Речь идет о введении системы RAB, которая уже давно пользуются в Европе. Хотя переговоры по инициативе Украины еще не начались, «Нафтогаз» уже использовал условия системы при выставлении иска «Газпрому» в размере $10 млрд. RAB — это долгосрочная система тарифообразования для привлечения инвестиций в модернизацию инфраструктуры. Ее внедрение приведет к тому, что поставки «голубого топлива» через Украину в ЕС обойдутся «Газпрому» в полтора раза дороже, чем сейчас. Эксперты, впрочем, полагают, что переход на эту систему возможен лишь после 2019 года — при составлении новых контрактов на транзит.
Министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин в течение последних месяцев уже насколько раз заявлял о том, что Киев предлагает Москве пересмотреть размер тарифа на транзит газа. Однако ни он, ни руководство НАК «Нафтогаз Украины» так ни разу и не уточнили, каким образом этот тариф может быть пересмотрен, учитывая, что «Газпром» категорически не соглашается менять ни формулу расчета цены газа, ни транзитного тарифа.
Удалось выяснить, что суть предложений НАК «Нафтогаз Украины» сводится к переходу на кардинально иную систему ценообразования — RAB (Regulatory Asset Base — регулируемая база задействованного капитала). Это долгосрочная система тарифообразования, целью которой является привлечение инвестиций в модернизацию инфраструктуры.
Систему начали использовать в Европе в конце прошлого века при определении тарифов — прежде всего, для распределительных электросетей. Затем она стала применяться и в других сферах, в том числе — в газовой. Стремление перейти на систему RAB в отношениях «Нафтогаза» и «Газпрома» подтвердил и директор по развитию бизнеса НАК Юрий Витренко. «Мы хотим совершенно другую систему тарифообразования — единственно разрешенную в Европе», — заявил господин Витренко.
Основное отличие RAB от действующей на сегодняшний день в Украине системы «затраты +» — в том, что, при установлении тарифа учитываются не только затраты, но и рыночная стоимость активов компании. Применительно к НАК таким активом может быть газотранспортная система, отметил Генеральный директор ООО «Нафтогазбудинформатика» Леонид Униговский.
«Наша ГТС — это определенный капитал. Он оценивается в определенную сумму, и его стоимость должна давать определенную прибыль. Тариф по методике RAB может определяться именно на основе этой оценки, то есть — исходя из оценки этого капитала и нормальной конкурентной нормы прибыли на этот капитал», — отметил господин Униговский.
Тариф по методике RAB определяется не на год, как сейчас, а на 3-5 лет, причем, в ней предусмотрено условие — никакая монополия не может устанавливать такой тариф на транзит газа, который бы существенно отличался от стоимости аналогичных услуг других компаний, уточнил источник в НАК: «Это значит, что тариф на транзит у нас не будет значительно выше или ниже, чем в других странах Европы».
Новая система в итоге, безусловно, приведет к повышению тарифа на транзит и, по сути, введет условие «транспортируй или плати», отметил господин Витренко.
«RAB дает нам фактически условие „шип-ор-пей“, плюс ведет к существенному повышению тарифа — до уровня покрытия всех затрат, включая нормативную доходность на регуляторную базу активов», — отметил господин Витренко, уточнив, что тариф может вырасти приблизительно в 1,5 раза.
Кроме того, применение RAB позволит использовать для определения тарифа систему «вход/выход», которая определяет тариф на входе газа на территорию Украины и на выходе. «Методика RAB вполне может быть реализована в виде использования варианта «вход/выход», — отметил господин Униговский.
В свою очередь, Юрий Витренко не дал четкого ответа на вопрос о том, будет ли применяться такой механизм, однако отметил важность для Украины тарифообразования по системе «вход/выход».
Хотя переговоры по инициативе Украины еще не начались, «Нафтогаз» уже использовал условия системы при выставлении иска «Газпрому» на сумму $10 млрд.
Напомним, что согласно контракту на транзит газа от 2009 года, «Газпром» ежегодно обязуется транспортировать через Украину до 110 млрд кубометров газа, однако, согласно данным НАК «Нафтогаз Украины», с 2010 года объем недопоставок составил 115 млрд кубометров.
«$10 млрд — это разница между тем, что „Газпром“ должен был бы заплатить за транзит и тем, что заплатил. Учитывались два компонента: under deliveries (меньший объем) и under payments (более низкий тариф). При расчете учитывалась и методика RAB», — отметил господин Витренко.
По информации источников в «Нафтогазе», юристы НАК включили в $10 млрд не только недополученные средства от сокращения объемов транзита газа, но и посчитали тариф на транзит с учетом применения системы RAB ретроспективно, то есть — с 2010 года.
По мнению господина Униговского, подобные прецеденты уже были, поэтому НАК может рассчитывать на успех.
«С 2010 года „Газпром“ уже 18 раз корректировал показатели своих контрактов с европейскими компаниями, в большинстве случаев — в досудебном порядке. Выплаты за прошлые периоды „Газпром“ уже производил», — отметил эксперт.
Несмотря на то, что Украина представила России свои новые предложения по тарифообразованию, и то, что они возможно будут обсуждаться на консультациях в формате ЕС — Украина — РФ уже в конце мая, договоренностей по этому вопросу в скором времени ожидать не стоит, убежден господин Униговский. «Думаю, что все будет зависеть от решения Стокгольмского суда. А до этого времени Россия будет придерживаться условий существующего контракта», — отметил он.
Методика, по мнению господина Униговского, может быть применена при составлении новых контрактов на транзит газа после 2019 года. «Я уверен, что новый контракт будет, поскольку после 2019 года Россия не сможет полностью отказаться от украинского маршрута транзита газа. Прокачивать в любом случае придется не меньше 30-40 млрд кубометров. Вот тогда, возможно, и будет использована система RAB», — подчеркнул эксперт.