Нацкомфинуслуг отказалась передать страховщикам полный контроль над рынком «автогражданки». Президиум Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) не смог согласовать с комиссией подготовленный им новый проект устава бюро, главным пунктом которого были изменения в составе координационного совета МТСБУ, сообщила «Капиталу» заместитель комитета по управлению рисками МТСБУ Людмила Белошицкая. По ее словам, именно это стало причиной переноса общего собрания членов МТСБУ с 21 мая на 18 июня 2015 года.
Плохой совет
Изменения предполагали, что в коордсовете МТСБУ буде больше страховщиков, чем представителей власти, тогда как сегодня по закону в него входят по одному представителю от четырех страховых компаний, три народных депутата, глава Нацкомфинуслуг и президент Лиги страховых организаций Украины. Совет руководит МТСБУ наравне с общим собранием, президиумом и дирекцией.
Но большое количество руководителей привело к обострению борьбы между ними за контроль над фондами МТСБУ, размер которых превысил 0,5 млрд грн (с учетом денег, замороженных на счетах Брокбизнесбанка).
На последнем общем собрании МТСБУ, состоявшемся в марте 2015-го, страховщики выиграли «раунд» у чиновников и депутатов, приняв решение отозвать из координационного совета своих представителей и тем самым парализовав его работу (из-за отсутствия кворума).
Эту победу некоторые участники рынка называют пирровой, так как без координационного совета нельзя принять многие важные для рынка решения. Например, повысить цены на стоимость «автогражданки» или утвердить в должности руководство МТСБУ. Кроме того, по закону, если 120 дней кордсовет МТСБУ не выполняет свою работу, его полномочия переходят к Нацкомфинуслуг.
Собраться позже
Этот нюанс, по мнению ряда экспертов, и стал причиной отказа регулятора согласовывать новый устав МТСБУ. «Безусловно, комиссии выгодно затягивать с решением, так как в таком случае полномочия коордсовета перейдут к ней», — считает экс-регулятор страхового рынка, нардеп Максим Поляков. По его мнению, решение по уставу является экзаменом для продавцов «автогражданки», которые должны объединиться в отстаивании своих интересов.
Представитель коордсовета МТСБУ Александр Берназюк считает, что страховщики должны думать, в первую очередь, об интересах клиентов. «Президиум в мае поднял цены на „автогражданку“, не согласовав этот вопрос с координационным советом. Возможно, при работающем совете этого бы не произошло. Так что не исключено, что его отсутствие кому-то в МТСБУ очень выгодно», — считает Берназюк. По его словам, комиссия не может помешать президиуму бюро провести общее собрание и восстановить кворум кордсовета самостоятельно. «Общему собранию для этого достаточно делегировать в совет даже не четырех, а одного представителя страхового рынка», — подсчитал он.
Август близко
В Нацкомфинуслуг сообщили, что собирают мнения всех заинтересованных лиц и планируют к началу июня подготовить «дорожную карту» по выходу из кризиса в МТСБУ. «Мы сначала должны обсудить изменения в устав и законодательство со всеми, кто причастен к этому вопросу: общественными организациями страховщиков, президиумом бюро, комитетом ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности», — говорит член Нацкомфинуслуг Денис Ястреб.
Людмила Белошицкая сомневается, что регулятору в ближайшее время удастся разрубить гордиев узел корпоративного конфликта в бюро. По ее мнению, скорее всего, в августе МТСБУ перейдет под полный контроль Нацкомфинуслуг, а в 2016 году, после ожидаемого упразднения комиссии — Нацбанка.