С начала следующего года пострадавшие в аварии водители смогут обращаться за страховой выплатой не к страховщику виновника ДТП, а к своей страховой компании. Такое право им обеспечит пилотный проект Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) по добровольному прямому урегулированию в системе ОСАГО. «Планируем запустить проект с 1 февраля 2016 года», — сообщил «Капиталу» руководитель комитета по управлению рисками МТСБУ Максим Межебицкий, который также возглавляет рабочую группу бюро по внедрению прямого урегулирования. В группу входят представители 15 страховых компаний.
Прямо в руки
Суть проекта заключается в следующем: пострадавший в аварии водитель обращается за страховой выплатой к той компании, у которой покупал полис ОСАГО. Эта компания готовит документы для выплаты и отправляет их в МТСБУ. Потом платит своему клиенту деньги и получает за это из фонда бюро компенсацию. А уже потом расчетный центр МТСБУ требует покрыть затраты на компенсацию от того страховщика, который продал полис виновнику ДТП. Сейчас все наоборот: пострадавшему платит компания виновника аварии, а не та, у которой он приобрел страховку.
«Большой плюс прямого урегулирования заключается в том, что водители, зная к кому потом придется обращаться за выплатой, перестанут покупать дешевые полисы у придорожных агентов или у тех компаний, которые уже почти банкроты», — считает предправления «Аско-Донбасс Северный» Евгений Матушевский.
Платить нельзя «футболить»
Есть у проекта и минусы. Предправления страховой компании «Глобус» Владимир Ганчак не уверен, что компания пострадавшего будет честно платить. «Страховщик заинтересован в том, чтобы клиент снова к нему пришел, поэтому постарается заплатить больше, чем полагается», — считает Ганчак. Председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский приводит другой пример: в соседней России после запуска такой системы страховщики охотнее стали выплачивать клиентам мелкие и средние убытки, а большие выплаты начали «футболить» друг другу.
«Чтобы исключить такой вариант мы планируем использовать бельгийский опыт прямого урегулирования», — сообщил Максим Межебицкий. В таком варианте система предусматривает усредненные выплаты (построенные с применением специальной программы), и вообще не используется при крупных убытках.
Время переговоров
Еще одной проблемой проекта может стать факт добровольного участия продавцов «автогражданки» в нем. «Я, например, не понимаю, как работать с теми потерпевшими, страховщики которых откажутся подписывать соглашение об участии в системе прямого урегулирования», — говорит предправления «Украинской страховой группы» Павел Нельга. Если этот вопрос в МТСБУ решат, то, по словам Нельги, УСГ готова подписать такое соглашение.
Но МТСБУ сегодня более нуждаются в подписях под соглашением крупнейших продавцов «автогражданки». «Для того, чтобы заработал механизм добровольного прямого урегулирования, нужно объединить в нем 10-11 лидеров рынка ОСАГО, на которых приходится не менее половины всех продаж», — объяснила заместитель гендиректора МТСБУ Людмила Белошицкая. Среди крупнейших страховщиков по данным рейтинга Insurance TOP «Оранта», «Провидна», группа «ТАС», «Княжа», «Доминанта», «АХА Страхование», «Украинская пожарно-страховая компания» и PZU в Украине.
«Переговоры ведутся, мы готовы подписать документ», — подтвердил «Капиталу» первый вице-президент «АХА Страхование» Андрей Перетяжко.
Два сценария развития
Следующее заседание рабочей группы МТСБУ по прямому урегулированию состоится 27 августа. По словам Максима Межебицкого, впереди еще много нерешенных вопросов, в том числе доработка IT-систем, создание клирингового расчетного центра при МТСБУ и работа с продавцами «автогражданки», среди которых далеко не все поддерживают проект добровольного прямого урегулирования. Многие ждут альтернативы — в парламенте зарегистрирован проект изменений в закон об ОСАГО, который предусматривает введение обязательного прямого урегулирования на этом рынке. «Но пилотный проект в любом случае нужен, — считает Максим Межебицкий, — Он поможет выявить и исправить ошибки до момента запуска обязательной системы, если депутаты примут закон. Если — нет, то механизм прямого урегулирования в Украине будет работать на добровольных началах». Страховщики считают более вероятным второй — добровольный — сценарий.
Поправьте если не прав:
- в данном проекте будут в шоколаде компании которые продают свои договора на дорогах, так как в основном клиентами этих компаний являются владельцы автомобилей со сроком эксплуатации более 5 лет, а значит средний убыток за минусом износа будет составлять максимум 10 тыс., то есть это мелкий убыток и соответственно выплата будет осуществляться в короткие сроки!
- в то время, как крупные страховщики по данным рейтинга Insurance TOP будут нести колоссальные убытки, так как в их портфель входят в основном дорогие авто с небольшими годами эксплуатации, это приведёт к тому, что при ДТП сумма ущерба будет равна лимиту ОСАГО, что будет влиять на сроки.
Моё мнение создать одного продавца который будет и продавать и выплачивать!