Валерия Гонтарева не имела права претендовать на пост главы Национального банка Украины. Об этом свидетельствуют документы, поданные нею в Верховную Раду накануне назначения. Из них следует, что глава НБУ имеет шансы быть привлеченной к ответственности — за подделку документов.
Согласно ст. 18 закона «О НБУ», на должность главы НБУ может претендовать гражданин Украины, имеющий, в частности, опыт работы на руководящих должностях в банках не менее 10 лет, или опыт работы на руководящих должностях в профильных госорганах или в международных финансовых организациях. Валерия Гонтарева до прихода в НБУ имела опыт работы на руководящих должностях только в коммерческих банках. Но и этого опыта у претендентки было недостаточно, чтобы возглавить НБУ. Похоже, что в этой связи Гонтаревой пришлось несколько исказить свои анкетные данные.
Верховная Рада 19 июня 2014 года утвердила Валерию Гонтареву в должности главы НБУ. 17 июня Гонтарева собственноручно написала автобиографию и подала ее в профильный комитет парламента. В автобиографии будущая глава НБУ сообщает следующее: «С 1996 года я занимала руководящие должности в известных коммерческих банках с иностранным капиталом в Украине». Однако руководящие должности в банках Гонтарева начала занимать только с 1998 года.
Автобиография Валерии Гонтаревой, поданная в профильный комитет парламента накануне голосования
Согласно ст. 42 закона «О банках и банковской деятельности», руководителями банка считаются «председатель, его заместители и члены совета банка, председатель, его заместители и члены правления банка, главный бухгалтер, его заместители, руководители обособленных подразделений банка». Это исчерпывающий перечень.
Согласно трудовой книжке БТ-1 № 5626468, Валерия Гонтарева с 19 августа 1996 года по 1 января 1998 года была руководителем отдела управления ресурсами банка «Societe Generale Украина». А, согласно закону, эта должность не является руководящей.
Только с начала 1998 года Валерия Гонтарева, в связи с изменением структуры банка «Societe Generale», была переведена на должность директора, руководителя департамента управления ресурсами и введена в состав правления банка «Societe Generale Украина» (приказ № 119 от 04.01.1998 г.). Уволена она с этой должности 29.12.2000 г. (приказ № 322 от 18.12.2000 г.).
После этого Гонтарева перешла на работу в «ING Bank Ukraine». Но и в этом банке она не все время занимала руководящие должности. Со 2 января 2001 года она была зачислена на должность начальника управления ресурсов этого банка (приказ № 210-п от 21.12.2000 г.). И только с 15 марта 2001 года назначена на должность зампредправления «ING Bank Ukraine» (приказ № 14 от 15.03.2001 г.). Покинула этот банк Гонтарева 30 ноября 2007 года.
Эти важные «нюансы» Гонтарева скрыла, заполняя Приложение № 1 к личной карточке №П-2 ДС (заполняется госслужащим собственноручно). В этом документе, который также был подан в парламент, претендентка на место главы НБУ указала, что была членом правления «Societe Generale» с августа 1996 года по декабрь 2000 года, а с января 2001 года по ноябрь 2007 года, якобы числилась первым (!) замглавы правления «ING Bank Ukraine».
Но, согласно своей трудовой книжке, Гонтарева была назначена первым зампредправления «ING Bank Ukraine» 31 мая 2007 года (приказ № 200 от 31.05.2007 г.). И проработала она на этой должности всего полгода.
Приложение № 1 к личной карточке № П-2ДС Валерии Гонтаревой, поданное в профильный комитет парламента накануне голосования за ее кандидатуру
На письменный запрос РБК-Украина пресс-служба НБУ ответила, что Валерия Гонтарева работала на руководящих должностях всего в двух банках:
«Всего общий стаж на руководящих должностях в банках составляет 11 лет 3 месяца и 10 дней», — резюмируется в ответе НБУ.
Но это, мягко говоря, неправда. Если отминусовать от указанного стажа время, проведенное Гонтаревой в первой должности в банке «Societe Generale» и в первой должности в «ING Bank Ukraine», ее опыт руководящей работы в банках окажется меньше 10 лет.
В поданных в парламент документах Гонтарева не упоминает и тот факт, что она являлась главой набсовета банка «Авангард» с 28 сентября 2013 года по 17 июня 2014 года.
«Поскольку Гонтарева В. А. не имела трудовых отношений, в т. ч., и по совместительству, с банком „Авангард“, информация о возглавлении ею наблюдательного совета банка „Авангард“ не является обязательной для указания в приложении № 1 к личной карточки № П-2 ДС и автобиографии», — считает пресс-служба НБУ.
Но это вполне могло быть указано в автобиографии, содержание которой жестко не регламентировано инструкцией. Тем не менее, даже в ответе на запрос РБК-Украина пресс-служба НБУ не упоминает этот банк в плане наличия опыта работы Валерии Гонтаревой на руководящих должностях в банках.
Таким образом, Гонтарева до назначения главой НБУ имела общий стаж работы на руководящих должностях в банках всего 9 лет и 8,5 месяцев. Для того, чтобы претендовать на пост главы НБУ ей не хватало всего нескольких месяцев.
Почему депутаты проголосовали за нее, и почему несоответствия в документах не выявила спецпроверка — несложно догадаться. Парламент одобрил назначение Гонтаревой без обсуждения. Не секрет, что Валерию Гонтареву проталкивал Президент Петр Порошенко.
Но и это далеко не все «фокусы» со стороны Валерии Гонтаревой в работе с документами. Например, в автобиографии, поданной в парламент, она утверждает следующее: «В 1994 году я начала свою банковскую карьеру с должности экономиста второй категории на Украинской Межбанковской Валютной Бирже». Но УМВБ никогда не была банковским учреждением.
Кроме того, в Приложении № 1 к личной карточке № П-2ДС Гонтарева указывает, что с марта 1994 года по 16 июля 1996 года она, якобы, являлась главным экономистом все той же УМВБ. На самом деле, с марта 1994 года по 11 июля 1994 года Гонтарева трудилась на УМВБ в должности экономиста второй категории РФЦ (расчетно-финансовый центр).
С 11 июля 1994 года она была переведена в должность экономиста первой категории РФЦ биржи (приказ № 116 от 11.07.1994 г). 1 ноября 1994 года ее повысили до должности ведущего экономиста отдела расчетов в СКВ расчетно-финансового центра УМВБ (приказ № 195 от 28.11.1994 г.).
И только со второго октября 1995 года Гонтареву перевели на должность главного экономиста (приказ № 121 от 02.10.1995 г) — и не главного экономиста УМВБ, как пишет Гонтарева в своей личной карточке, а главного экономиста «сектора счетов в иностранных валютах, отдела корреспондентских счетов и расчетов в иностранных валютах РФЦ» УМВБ. То есть, она была «главным по экономике» в одном из подразделений биржи.
Продолжалось это недолго. 16 августа 1996 года Гонтарева уволилась из УМВБ по собственному желанию (приказ № 103 от 16.08.1995 года — именно такая дата значится в трудовой книжке Гонтаревой, вероятно, это опечатка, допущенная отделом кадров УМВБ, а приказ был подписан в 1996 году).
Так или иначе, главным экономистом одного из структурных подразделений УМВБ Гонтарева проработала меньше года, но точно не два с половиной года, как это собственной рукой она написала в личной карточке при оформлении на госслужбу. На этом путаница с датами и должностями не заканчивается.
«Я работала заместителем председателя правления банка «Societe Generale», а потом первым заместителем и исполняющим обязанности председателя правления в банке «ING Bank Ukraine», — сообщает Гонтарева в своей автобиографии от 17 июня 2014 года.
Гонтарева никогда не работала зампредом правления банка «Societe Generale». Согласно трудовой книжке, она входила в состав правления этого банка. Первым зампредом «ING Bank Ukraine» Гонтарева, как мы уже отметили, стала только в 2007 году — спустя 6,5 лет с момента увольнения из «Societe Generale».
Как утверждает Гонтарева в Приложении № 1 к личной карточке №П-2ДС, с 3 декабря 2007 года до «этого момента» (карточка заполнялась 18 июня 2014 г., накануне ее назначения в НБУ) она, якобы, являлась председателем совета директоров, управляющим директором ООО «КУА «Инвестиционный Капитал Украина».
И тут не обошлось без обидных «опечаток». Согласно трудовой книжке, с 3 декабря 2007 года Гонтарева принята в должность председателя инвестиционного совета директоров все той же КУА (приказ № 14-к от 03.12.2007 г). А это, как говорят в Одессе — две большие разницы — «председатель совета директоров» и «председатель инвестиционного совета директоров».
Первая, незаслуженно приписанная Гонтаревой самой себе должность, звучит солиднее. Но зачем — непонятно. Опыт даже в руководящей должности в КУА не засчитывается при назначении главы НБУ.
Кроме того, Гонтарева была переведена на должность управляющего директора все той же КУА «Инвестиционный Капитал Украина» лишь 27 марта 2014 года (приказ № 5/01 от 27.03.2014 года).
Таким образом, на этой должности она проработала меньше трех месяцев, а не шесть с лишним лет, как она это написала собственной рукой в личной карточке госслужащего.
Самое интересное, пресс-служба НБУ утверждает, что документы, поданные в Раду и те, что хранятся в отделе кадров регулятора, отличаются. «Направленные вами документы (автобиография и приложение 1 к личной карточке №П-2ДС, — авт.), не соответствуют документам, которые находятся в личном деле в НБУ, поэтому мы не можем их комментировать», — ответили в Нацбанке.
Но там не стали отрицать, что они заполнены рукой Валерии Гонтаревой и были поданы в парламент перед ее назначением на пост главы Нацбанка. Комитет ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности на момент публикации на вопросы автора не ответил.
Интересно, что ст. 18 закона «О Нацбанке» предусматривает отставку главы НБУ в случае «установления факта подачи недостоверной информации при назначении на должность председателя Нацбанка». Для этого Президент должен внести соответствующее представление в ВР, а среди депутатов набраться 226 голосов за отставку.