Предприниматели покидают помещения на первых этажах жилых домов. По оценке специалиста по коммерческой недвижимости Вадима Зинченко, до конца этого года вакантность на стрит-ритейле Киева (объекты за пределами торговых центров) составит около 35%. Таких низких показателей эксперт не припомнит за последние пять лет. «Основная масса арендаторов, которые хотели закрыться, уже сделали это», — говорит Зинченко. Он рассказал ABCnews, что после лета исчезнут небольшие магазины, собственники которых еще надеются на улучшение ситуации.
Неудовлетворительные показатели
В конце мая вакантность стрит-ритейла составила около 30%, что примерно в три раза выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорит Зинченко. «Помещений, которые можно арендовать, действительно стало намного больше», — подтверждает тенденцию генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова.
Ситуация отличается в зависимости от месторасположения объекта. Например, возле станций метрополитена, по словам Зинченко, свободных помещений практически не найти. В спальных районах столицы, где пассажиропоток не такой высокий, вакантным является каждый второй объект недвижимости. В центральных района Киева ситуация чуть лучше. По данным консалтинговой компании Colliers International, по состоянию на начало мая на Крещатике пустовало практически каждое пятое помещение. Для центра, в отличие от других районов столицы, характерна положительная динамика. «Спрос по-прежнему формируется преимущественно за счет операторов ювелирных изделий, заведений общественного питания, компаний, представляющих услуги, и магазинов электроники. Но текущая ситуация по всем параметрам и близко не дотягивает до показателей 2012 — первой половины 2013 годов», — констатирует управляющий директор Colliers International Александр Носаченко.
Потребители экономят
Предприниматели переживают не лучшие времена, поэтому и вынуждены сворачивать свой бизнес, признает Вадим Зинченко. «Продажи упали абсолютно у всех категорий потребителей», — заметил он. Ранее совладелец компании Zeebra (сети Six, I am) Дмитрий Ермоленко подсчитывал, что обороты fashion-ритейлеров за четыре месяца этого года в натуральном выражении снизились на 30-50% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В мае ситуация существенно не изменилась.
Главная причина оттока потребителей — резкий рост цен на одежду и обувь: за последний год она подорожала как минимум в два раза. Доходы украинцев на этом фоне не выросли, и большинство населения вынуждено экономить. По данным исследовательской компании GFK Ukraine, в апреле потребительские настроения снизились по сравнению с мартом на 0,4 п. п. и составляют 41,4 (максимум 200). Заманить покупателей в магазины можно лишь при помощи больших дисконтов. «В этом году в апреле распродажи были дольше, а скидки — больше. Например, в наших магазинах они доходили до 60%», — рассказывает генеральный директор группы компаний «Ультра» (сети одежды Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров.
Еще одна причина оттока арендаторов — жадность собственников помещений, некоторые из которых требуют платить им по $100 за один квадратный метр в месяц. «Например, у одного магазина в центральной части города обороты сильно упали и продажи составляют €100 на один квадратный метр в месяц, поэтому он не может платить за съем помещения половину этой суммы. Для него реальный показатель — это €15-20 за квадратный метр в месяц», — говорит руководитель департамента стратегического консалтинга компании UTG Виктор Оборский.
Некоторые арендаторы покидают стрит-ритейл, поскольку смогли получить место в торговом центре. Как ранее писал ABCnews, вакантность в профессиональных объектах также растет и по итогам первого квартала, по данным JLL, составила около 9,2%, что на три п. п. выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Торговые улицы растеряли потоки покупателей, которые концентрируют торговые центры», — поясняет Андрей Макаров. Если еще два года назад девелоперы не хотели размещать у себя в центрах магазины частных предпринимателей, то сейчас они стали гораздо сговорчивее.
Ценовые уступки
Основная масса собственников помещений идет на уступки арендаторам. «Максимальная арендная ставка на конец первого квартала 2015 года составила $120 за один квадратный метр в месяц, что практически в два раза ниже аналогичного показателя прошлого года», — сообщила руководитель отдела торговых площадей компании JLL в Украине Анна Чуботина. Она добавила, что аренда других, не премиальных помещений, за этот же период подешевела на 12-13%.
Андрей Макаров говорит, что их компания смогла договориться со всеми арендодателями о фиксации ставки в национальной валюте. «Некоторые владельцы объектов готовы привязывать размер платы исключительно к проценту от оборота ресторана. Как правило, речь идет о 10-15% от выручки», — рассказывает Ольга Насонова. На такие шаги собственники торговых центров пока не идут.