Факторинговая компания «Маркс.Капитал» предлагает страховой группе «ТАС» выкупить у нее регрессные дела по «автогражданке» стоимостью на сумму 5 млн грн всего за $2,5 тыс. Об этом заявил представитель «Маркс. Капитала» Сергей Процик. «ТАС» может выкупить эти дела у нас за $2,5 тыс.— это 20 тыс. грн. по курсу 8 грн. за доллар«, — предложил Процик. Его предложение было сделано в рамках многолетнего спора между «Маркс.Капиталом» и Моторным (транспортным) страховым бюро Украины (МТСБУ) по поводу выплат факторам из фонда защиты потерпевших в ДТП. Завершить «факторинговые» войны могли бы депутаты парламента, приняв новый закон об ОСАГО, но произойдет это, очевидно, еще не скоро.
Старый спор
Факторинговая компания «Маркс.Капитал» известна тем, что с 2012 года покупает долги обанкротившихся продавцов «автогражданки» перед пострадавшими в ДТП за 30% от размера страхового возмещения. Взамен фактор получает право требовать 100% долга от страховых компаний или МТСБУ. По данным «Маркс.Капитал», сегодня им переданы права требования от пострадавших-физлиц к страховщикам «Лафорт», «ИнтерТрансПолис», «Украинская экологическая страховая компания» (УЭСК).
Деятельность этой компании всегда не устраивала бюро. В 2013 году представитель кордсовета МТСБУ даже обратился в правоохранительные органы с просьбой проверить, нет ли у «Маркс.Капитала» умысла обанкротить МТСБУ, выбрав все средства из его фонда.
С 2014 года у регулятора нет претензий к «Маркс.Капиталу». «Наша деятельность законна, у нас есть все необходимые лицензии и разрешения, — говорит Сергей Процик. — Нацкомфинуслуг неоднократно проводила у нас проверки, но нарушений не нашла».
А вот отношения МТСБУ с факторами не стали лучше. По словам Сергея Процика, «Маркс.Капитал» подал на МТСБУ 26 исков. Сумма исковых требований составляет более 1,3 млн. грн. Больше половины этих дел были выиграны в Киевском хозяйственном суде, а одно дело — даже в апелляционном хозсуде Киева 12 мая. В МТСБУ утверждают, что сразу же подали кассацию на это решение в Высший хозяйственный суд и ждут результат.
Новый виток
Недавно спор МТСБУ с «Маркс-Капиталом» получил развитие. Президиум поручил дирекции бюро внести предложения по минимизации рисков факторинговых схем, так как страховщики подозревают в них коррупционную составляющую. Такое подозрение, в частности, высказал член президиума МТСБУ Павел Царук, сообщив о том, что «Маркс.Капитал» купил регрессные дела банкрота на сумму 5 млн грн всего за 20 тыс грн. «Я ничего не придумал. Это задокументированные факты и они находятся в правоохранительных органах», — говорит Павел Царук. В ответ на что Сергей Процик заявил, что готов продать группе «ТАС», которую возглавляет Царук, эти регрессные дела за ту же сумму.
«Действительно, был факт переуступки дел по страховым случаям компании „Лафорт“. Это случаи, по которым возможны регрессные иски к виновникам ДТП. Шансы что-то получить по этим делам — 0, 001%», — уверяет Сергея Процик.
Точку в этом споре могли бы поставить правоохранительные органы, куда бюро обратилось с просьбой разобраться еще в 2013 году. Но с тех пор ни Печерское райуправление МВД Киева не беспокоило бюро своими отчетами о проделанной работе, ни в МТСБУ не интересовались состоянием дела.
Высший суд
Председатель набсовета страховой компании «Саламандра Украина» Юрий Явтушенко считает, что «факторинговые» войны завершатся тогда, когда продавцы «автогражданки» и МТСБУ начнут вовремя платить потерпевшим. С ним согласен и председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. «Когда бюро будет платить людям через 90 дней после лишения проблемного страховщика лицензии, а не через 5-10 лет — после того, как завершится процедура ликвидации банкрота — сразу же все проблемы с факторами закончатся. Им просто нечего будет делать на этом рынке, так как люди охотнее получат 100%, а не 30% выплаты», — уверяет Вячеслав Черняховский.
Страховщики надеются, что у МТСБУ появится такая возможность после принятия парламентом нового закона об ОСАГО, проект которого президиум МТСБУ одобрил на своем заседании в четверг.
«В этом документе предусмотрены выплаты из фондов бюро до начала процедуры банкротства проблемного страховщика, а не после», — говорит Юрий Явтушенко.
Учитывая, что это второй (а депутатами готовится еще и третий) проект закона об ОСАГО, который поступит в ВР этим летом, нормативные изменения в сегменте «автогражданки» могут произойти нескоро. Более перспективным выглядит промежуточный вариант — решение Высшего хозсуда в споре по выплатам «Маркс.Капиталу», как кредитору УЭСК.
Если суд высшей инстанции примет сторону факторов, то МТСБУ готово выплачивать «Маркс.Капиталу» деньги по судебным решениям, не дожидаясь завершения длительного процесса ликвидации страховщиков-банкротов.