Одесса привлекает бизнесменов. Генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова говорит, что за пять месяцев этого года в Южной Пальмире появилось около 20 новых ресторанов, а их общее количество увеличилось до 1 тыс. Преимущественно новые объекты открывали местные предприниматели. «Один из них — одесский ресторатор Александр Купер», — говорит Насонова. Представители крупных национальных сетей утверждают, что город им интересен, но новыми заведениями они пока не обзавелись. «Ничего не открыли», — признает генеральный директор сети «Сушия» Роман Романчук.
В Одессе не любят чужаков, замечает коммерческий директор сети «Мировая карта» (Buddha-bar, «Маракеш», «Разгуляево», Tequila House и пр.) Виталий Шадчнев. «Местные предприниматели всегда отказываются от помощи. Например, не хотят приобретать оборудование или алкоголь с киевских складов, поясняя, что они обойдутся своими силами», — рассказывает он.
Одесский колорит
Такая же ситуация наблюдается и в продовольственном ритейле. По данным директора исследовательской компании GT Partners Ukraine Игоря Гугли, с января по июнь в областном центре открылось свыше десяти магазинов: четыре «Таврия В», три — «Честора» и по одной «Обжоре», «Виртусу», «Гранату» и «ГурманЪ». Все ритейлеры — местные.
По информации GTPartnersUkraine, самыми крупными игроками на местном рынке по итогам 2014 года являются «Таврия В» (41 торговая точка), торговая группа «Алми», развивающая сети «Копейка» и Santim (30 магазинов), а также «Обжора» (21 супермаркет). Национальному ритейлеру Fozzy Group (сети «Сільпо», «Фора» и пр.) удалось обзавестись лишь 21 магазином и занять четвертое место. «Сети продолжают развиваться, несмотря на насыщенность рынка современными форматами торговли. Например, на конец 2014 года она составила 174 кв. м на 1 тыс. жителей, что является вторым показателем в стране после Киева. В столице насыщенность составляет 189 кв. м на 1 тыс. жителей», — говорит Игорь Гугля.
Непродовольственный ритейл — это, пожалуй, один из немногих сегментов рынка, где лидерство удерживают национальные компании. Всего в городе представлено свыше 100 сетевых одежных и обувных магазинов, среди которых обувные «Интертоп», «ЦентрОбувь», Kari, одежные — Colin’s, Arber, Incity, LCWaikiki, O’Stin, Oodji, ювелирные Zarina, «Золотий вік» и пр. «Большинство из них работают исключительно в торговых центрах, поскольку найти помещение на стрит-ритейле (за пределами торговых центров) очень сложно. Предложение ограничено, а собственники не идут на ценовые уступки», — говорит специалист по коммерческой недвижимости Вадим Зинченко. Именно поэтому национальные ритейлеры и не открыли в Одессе новых магазинов, за исключением «Антошки» — в феврале. «Наши магазины присутствуют во всех торговых центрах, а собственник помещения „на улице“ сдает его по $40 за один квадратный метр в месяц. Это неподъемная сумма для нас», — замечает гендиректор группы компаний «Ультра» (сети одежды Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрея Макарова. Директор «Балтика Ритейл Украина» (сети Monton, Mosaic) Максим Чечелев добавляет, что вынужден был закрыть свои магазины на стрит-ритейле и перенести их в торговые центры. «Поток посетителей у таких объектов сокращается. Существуют и проблемы с парковкой в центральной части города», — поясняет он.
Большие надежды
По объемам продаж товаров и услуг Одесса не отличается от любого крупного города. «Особых отличий нет», — утверждает Роман Романчук. Совладелец сетей «Таврия В» и «Космос» Борис Музалев говорит, что за пять месяцев этого года ритейлер продал в деньгах столько же, как и в прошлом году. «Но это происходит за счет инфляции. В количественном выражении объемы реализации сократились», — констатирует эксперт.
Но, несмотря на безрадостные показатели продаж, бизнесмены намерены развиваться и во второй половине 2015 года Борис Музалев отмечает, что до конца года намерен открыть не менее трех новых торговых точек. «Свободных мест в городе практически нет, поэтому мы берем в аренду помещения, в которых некогда работали магазины, а потом разорились. В городе много таких», — говорит Музалев. Максим Чечелев добавляет, что рассматривает возможность открыть еще один-два магазина. Больше, по его мнению, одесский рынок не потянет. Поиском новых помещений занимается и «Сушия», но, по словам Романа Романчука, никаких наметок пока нет. «До конца года в Одессе откроется еще около 30 заведений общественного питания», — прогнозирует Ольга Насонова.
Сами предприниматели не могут пояснить, почему намерены развиваться на падающих рынках. «Это наша работа», — замечает Музалев. Но, по мнению нескольких опрошенных экспертов, одесские предприниматели боятся потерять рынок. «Всем известно, что Борис Музалев всеми силами стремится сохранить контроль над Одессой», — делится мнением директор крупной продовольственной сети, пожелавший остаться неназванным. Национальные сети рассчитывают на рост продаж, связанный с увеличением туристического потока в Южную Пальмиру, в среднем на 20-30% по сравнению с прошлым годом. Одесса и область постепенно заменяют для туристов аннексированный в прошлом году Крым.
Первые предпосылки к реализации позитивных прогнозов наблюдаются уже сейчас. Андрей Макаров говорит, что в июне одесские магазины сети реализовали на 15-20% больше товаров по сравнению с другими регионами. Основные продажи, по его мнению, придутся на июль и август, когда в город приедет основная масса отдыхающих.