Второе полугодие правительство начало с подготовки изменений в госбюджет.
В cамих планах подправить смету сенсации нет. Корректировка бюджета по итогам двух кварталов — явление вполне будничное.
Однако сейчас оно отличается от предыдущих периодов.
Во-первых, в 2015 году вступила в силу новая система межбюджетных отношений.
Во-вторых, потому что девальвация.
В-третьих, потому что война.
Если первые два фактора вместе с полученным ранее кредитом МВФ обеспечили в бюджет дополнительные доходы, то последний их «съест».
По информации источников ЭП, в процессе подготовки поправок самые большие суммы требует Минобороны.
Вторая по величине статья расходов — индексация социальных расходов. Правда, этот момент пока под вопросом.
Дополнительные доходы планируется получать с налоговых поступлений. К слову — весьма оригинальным способом.
Может, в июле, а может, в сентябре
С депутатами разговоры по поводу пересмотра были, но лишь неформальные. Никаких официальных документов от Минфина им не поступало.
«Пересмотр точно будет. Но согласно Бюджетному кодексу мы можем корректировать бюджет по итогам первого полугодия. Отчета о выполнении пока нет, и на этой сессии его не будет», — сказал в разговоре с ЭП первый замглавы парламентского комитета по вопросам бюджета Василий Амельченко, РП.
Скорее всего, говорит депутат, бюджет будет пересматриваться в сентябре, а если депутаты не пойдут на каникулы, то, возможно, и в июле-августе.
«По словам Игоря Ивановича (Уманский, первый замминистра финансов. — ЭП), больше всего, около 17 млрд грн, требует Минобороны. Минфин уже получил от него соответствующий запрос», — говорит народный депутат.
Правительство, добавляет он, также хочет проиндексировать социальные расходы на инфляцию. Вопрос в том, во сколько это обойдется. «9 млрд грн (профицит бюджета в январе-апреле. — ЭП) недостаточно. Сумма, которая требуется, гораздо больше. В два раза больше», — отмечает Амельченко.
Изменению также подлежат объемы региональных субвенций на медицину и образование. «Эта корректировка связана с ростом цен на энергоносители», — сообщил ЭП источник в Минфине. Изначально повышение не было заложено.
Однако на этом уровне возникли сложности. «Если раньше за субвенции отвечал Минфин, то сейчас это сфера деятельности Минобразования и Минздрава. С подачей Минфину подробного анализа о потребностях бюджетов всех уровней есть большие проблемы», — говорит собеседник издания.
Он не исключает, что соответствующий законопроект будет внесен в парламент уже на днях и оперативно проголосован.
НДС требует решения
Доходы бюджета тоже подлежат корректировке. Перед новым руководством ГФС поставлена задача увеличить поступления. Это следует из поручения премьера.
Пополнять доходы казны планируется, в первую очередь, за счет НДС.
Так, главе ГФС Роману Насирову поручено увеличить поступления от этого налога на 5% за счет борьбы с мошенничеством при возмещении. В свою очередь, куратор таможни Константин Ликарчук обязан бороться с контрабандой и обеспечить в казну поступлений НДС на 20% больше, чем планировалось.
Кабмин уже сделал шаг к пересмотру параметров госбюджета. Правительство зарегистрировало в парламенте проект закона об увеличении доходов госбюджета от НДС на 12 млрд грн, в том числе от импортного — на 6,6 млрд грн, внутреннего — на 5,4 млрд грн.
«Такое увеличение перекроет потребность средств для возмещения налога в 2015 году. А там Минфин уже придумает, как быть с возвратом задолженности за прошлые периоды», — говорит источник ЭП в ГФС.
У Минфина пока идей немного.
Проверенный вариант — выпуск НДС-облигаций. Однако это противоречит требованиям МВФ, поскольку означает увеличение дефицита госбюджета. Таким образом, об этом пока, особенно во время переговоров с фондом о получении следующего транша, речь не идет. Дальше — как карта ляжет.
По словам собеседника издания, рост поступлений в размере 12 млрд грн планируется за счет детенизации экономики в целом и ликвидации схем с налогом на добавленную стоимость в частности.
До сих пор о детенизации говорили все, но она была одним из самых ненадежных источников пополнения казны. Из-за отсутствия реальных реформ экономических результатов от нее не было. Будут ли сейчас? Вопрос из риторических.
Пока правительство строит планы, проблемы с возмещением усугубляются. «Компании все чаще жалуются на проблемы с возмещением НДС», — говорит исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко.
Налоговая отвечает бизнесу так: есть определенный план, который не позволяет выходить за рамки. Пересмотр плана в сторону увеличения должен устранить проблему, но все зависит от того, за счет чего увеличатся поступления.
«Если налоговики будут закрывать „налоговые ямы“ — это вполне приемлемый вариант, а если будут увеличивать показатели за счет давления на „белый“ бизнес, то будет плохо», — уверена Деревянко.
Ситуация с НДС зависит и от того, как все сложится с возмещением налога в агросекторе. «Если будет принят закон о возмещении налога всем субъектам рынка, денег понадобится больше», — полагает Деревянко. В украинских реалиях это приведет к росту задолженности по налогу со стороны государства.
Фото: РБК-Украина
«Бюджет не сбалансирован, и то, что такие изменения анонсированы, — это правильно», — говорит заместитель председателя совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник. По его словам, в последнее время доходы бюджета растут, в том числе за счет девальвации гривны, наблюдается рост поступлений от НДС.
«Как раз по поводу источников я оптимистичен. Их можно изыскать. Я пессимистичен в том, что этих 12 млрд грн все равно не хватит на то, чтобы полностью погасить задолженность по НДС перед бизнесом. Как минимум, нужно в три раза больше», — говорит Олейник.
Выведение налога из тени призван обеспечить запуск с 1 июля системы электронного администрирования НДС. «В июле мы ожидаем по НДС плюс 2-3 млрд грн», — говорит источник из ГФС.
Электронное администрирование НДС — по прежнему предмет спора между бизнесом и государством. В ГФС и Минфине заверяют, что система работает исправно. Бизнес говорит обратное.
В канун запуска системы Минфин обещал подать поправки к порядку электронного администрирования налога. Соответствующий проект закона зарегистрирован в парламенте, но пока не принят. Более того, по нему нет единой позиции в комитете по вопросам налоговой и таможенной политики.
За два последних заседания среди депутатов не нашлось большинства для того, чтобы принять какое-то решение. По данным источников — из-за спорных идей продлить тестовый режим на месяц, до августа, и дополнить законопроект нормами об отмене спецрежима налогообложения НДС для аграриев.
Расчет на «Укрнафту»
Помимо прочего, ожидается, что бюджет пополнится за счет уплаты налоговых долгов крупными предприятиями. В первую очередь — «Укрнафтой».
«Мы договариваемся с компанией о реструктуризации ее задолженности по ренте. Она должна уплатить налог в течение четырех-пяти месяцев. В течение ближайших двух недель ожидается подписание официальной договоренности с компанией», — говорит собеседник ЭП в налоговой.
По его информации, переговоры сложные, и соглашение пока не подписано. «Укрнафта» озвучила ГФС свое предложение по условиям выплаты долга. Компания настаивает на большем сроке рассрочки. Задолженность «Укрнафты» перед государством превышает 6 млрд грн.
Если удастся договориться, это будет крупнейшая выплата в рассрочку и весьма неплохое подспорье для бюджета. По данным ГФС, на 1 января 2015 года уплате в рассрочку подлежало 79,7 млн грн налоговых долгов. К началу июля 2015 года сумма действующих рассрочек составила 365,7 млн грн.
По словам собеседника ЭП, «Укрнафта» — не единственная компания, которая намерена выплачивать долги в рассрочку. «DTEK тоже в этом списке. Там же — многие предприятия газодобывающей отрасли. В основном, речь о ренте. Однако есть рассрочки и по другим налогам», — говорит чиновник из ГФС.
«Я уверен на 90-95%, что „Укрнафта“ вернет долг», — добавляет он.
Жаль только, что очевидных поводов для такой уверенности нет.
Закон предоставляет правительству не один способ взыскать долг с компании: и замораживание счетов с конфискацией имущества, и бесспорное списание средств — в декабре 2014 года эта норма НК появилась ради «Укрнафты».
Кроме того, недавно Министерство экологии и природных ресурсов пригрозило аннулировать лицензии «Укрнафты» в случае неуплаты долга.
Однако ни один из этих способов задействован не был.
«Сначала компания предложила выплачивать по 300 млн ежемесячно. Позиция правительства в следующем: если это реструктуризация, то на одном основании — ежедневный платеж. Сумма ежедневного платежа зависит от финансовых показателей компании», — рассказали ЭП в правительстве.
Неуплату ренты «Укрнафта» объясняет так: налог настолько высокий, что компания вынуждена работать себе в убыток.
«Если не удастся договориться сейчас, мы начнем переговоры с новым руководством компании. Новый СEO „Укрнафты“ будет назначен 22 июня. Дальше так точно продолжаться не может», — говорит собеседник издания.