В ближайшее время должен был решиться вопрос о признании банка «Финансы и кредит» неплатежеспособным или же — нормальным участником финансовой системы. Однако события опередила глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева, заявив, что Константину Жеваго дается время для выведения банка из кризиса — до конца лета. В свою очередь акционеры «Финансы и кредит» 17 августа должны принять решение о докапитализации учреждения на 2,5 млрд грн.
Вчера на заседании комитета Верховной рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Валерия Гонтарева рассказала, что банк «Финансы и кредит» может быть признан неплатежеспособным, если акционер — бизнесмен Константин Жеваго — не докапитализирует учреждение до конца лета. Это заявление противоречит закону Украины «О банках и банковской деятельности».
75-я статья закона гласит, что Национальный банк Украины обязан не позднее, чем через 180 дней после признания банка проблемным, принять решение о признании деятельности банка такой, которая соответствует законодательству, или же отнести учреждение к категории неплатежеспособных. 180 дней истекают в конце этой недели. Банк не выполняет своих обязательств, задерживая платежи, не выдавая депозиты — и такая ситуация длится уже много месяцев.
Соответственно, по закону, НБУ должен был признать банк Константина Жеваго неплатежеспособным. Однако Валерия Гонтарева дает учреждению отсрочку, не объясняя, на основании каких законодательных решений это делается. При этом глава НБУ сообщила, что под гарантии ФГВ подпадают более 90% вкладов в «Финиках» (как в финансовой среде принято называть банк Жеваго).
«Первые обращения с жалобами по банку „Финансы и кредит“ я получил весной 2014 года. Банк де-факто полтора года не выполняет взятые на себя обязательства. Поэтому своими действиями НБУ нарушает законодательство и демонстрирует избирательный подход к признанию банков неплатежеспособными», — подчеркивает партнер компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец. По его словам, в большинстве случаев НБУ времени банку не дает — максимум, между признанием банка проблемным и введением в учреждение временной администрации проходит месяц-два.
В случае же с «Финиками» сроки растягиваются. Впрочем, такой же избирательный подход НБУ проявлял и по отношению к банку «Дельта» Николая Лагуна: учреждение не исполняло свои обязательства с мая 2014 года, на что в НБУ закрывали глаза.
Кравец допускает, что речь тут может идти, в том числе, и о присутствии схемы по неформальному использованию рефинансирования. «За много месяцев вкладчики, у которых закончились депозиты, у которых есть решения судов, не получили ни копейки. Так как в НБУ знают о запрете взыскивать что-либо с банка, но при этом продолжают выделять банку рефинансирование — это, на мой взгляд, подтверждает сговор Гонтаревой и собственника банка „Финансы и кредит“. Потому что в банк влили около 1 млрд гривен от НБУ, но решения судов не исполняются, а вклады не возвращаются», — считает Ростислав Кравец.
Как ранее писал Forbes, 28 апреля в силу вступило определение Киевского окружного административного суда по делу № 810/1455/15. Согласно этому определению, исполнительной службе и любым органам, ее правоприобретателям, Национальному банку Украины и его территориальным управлениям, а также Укрэксимбанку, Правэкс-Банку, Уксоцбанку и Ситибанку, запрещено проводить какие-либо действия по наложению/исполнению ареста со счетов «ФиК», а также запретить любое списание средств со счетов «Фиников». «Потому выдача рефинансирования в этих условиях — это грубейшее нарушение», — указывает Кравец.
Отметим, саму ситуацию в банке «Финансы и кредит» спровоцировал именно НБУ. Банк обращался к регулятору за рефинансированием прошлой осенью — в ноябре 2014-го, тогда как средства НБУ предоставил только в феврале 2015 года. За четыре месяца ситуация в банке радикально ухудшилась. Как было сказано одним из банкиров в отношении судебного решения, «то, что делает НБУ — это беспредел, а отвечать на беспредел нужно беспределом, чем и занимается Жеваго».
В банке уверяют, что они делают все, чтобы оставаться на рынке и исправить ситуацию. «Увеличение уставного капитала в два раза только за первое полугодие, четкое взаимодействие с НБУ и последовательное исполнение всех его рекомендаций говорит о том, что наш акционер предпринимает конкретные усилия по улучшению ситуации в банке. В наших ближайших планах — увеличение уставного капитала еще на 2,5 млрд гривен. Решение по данному вопросу будет принято на собрании акционеров 17 августа», — объясняет пресс-секретарь банка Наталья Нападовская.
Тогда же, 17 августа, должно быть принято решение о размещении эмиссии. «Совокупность мер, предпринимаемых акционерами, включая выполнение всех требований регулятора, сокращение кредитного портфеля, сокращение административных расходов банка на треть является беспрецедентным. Это не декларация намерений, а конкретные шаги. Подчеркну, что мы были первым банком, который провел дополнительную эмиссию по ускоренной схеме, и мы сделали это за неделю», — напоминает Нападовская. По ее словам, 450 млн гривен Жеваго «внес» в банк кэшем, а более 1 млрд гривен были получены как конвертация субдолга, когда компания по управлению активами стала одним из акционеров банка.
Напомним, Константин Жеваго брал на себя обязательство до конца мая внести в банк собственные средства в размере 1,9 млрд гривен. Но операция была завершена только 30 июня.
Гонтарева-тупая и вороватая
То-то финики бесчинствуют , под такой крышей. Просто воры , наглые и бесцеремонные.
Этого уже достаточно, чтобы Гонтареву выдали из любой нормальной страны.