Некогда многообещающий стандарт скоростной беспроводной передачи данных — Wimax — по воле его главного идеолога корпорации Intel отправляется в прошлое. Он сделал свое дело, утверждают представители корпорации.
«Если бы не было Wimax, все до сих пор сидели бы в 3G. Не было стимула ускорять переход. Wimax был экспозиционным стендом 4G-сетей», — рассказал «Капиталу» региональный директор корпорации в странах СНГ Дмитрий Конаш.
Логика Intel такова: производители оборудования вынуждены были быстрее начать внедрять основной на данный момент стандарт 4G (Long Time Evolution, LTE). Если бы они не сделали этого, то потеряли бы рынок. По словам Конаша, Wimax является самой экономичной с точки зрения авторских прав технологией.
«В стоимость телефона (HTC Desire), который вы держите в руках, заложено роялти в размере $ 6‑7, которое начисляется владельцам прав на использование чипа GSM / LTE. Преимущество Wimax заключалось в том, что вместо $ 6‑10 отчислений с каждого устройства компании нужно было заплатить только порядка $ 1», — объясняет Дмитрий Конаш.
Поэтому, по его словам, Wimax начинали использовать на тех рынках, где операторам нужно было в оперативном порядке переходить с 2G сразу на 4G. А в Западной Европе, где уже несколько лет широко распространены 3G-сети, переход на новое поколение шел медленно. Но протестировав Wimax и увидев отзывы о нем, представители развитых рынков стали давить на производителей оборудования, и цены пошли вниз не только на оборудование Wimax, но и на LTE, вспоминает Конаш.
В результате, если в декабре 2008 г. во всем мире только пять операторов объявили о переходе на 4G, то через год таких было уже 50. Появились коммерческие примеры: сеть Yota в России, Wimax-операторы на Тайване, в Японии, США, говорит он.
Украина поверила
Если Wimax был мировой экспозиционной площадкой 4G, то Украину следует называть ее первым стендом в СНГ. Еще в 2005 г. фонд прямых инвестиций Intel Capital инвестировал в нового отечественного оператора — «Украинские Новейшие Технологии» (УНТ, ранее работала под брендом Alternet, сейчас — FreshTel). Компания стала развивать сеть преимущественно для корпоративных клиентов для подключения стационарных объектов, за несколько лет набрав тысячи пользователей.
В 2007 г. Кабмин сделал шаг навстречу новому стандарту, разрешив использовать частоты в диапазоне 2,5‑2,7 ГГц не только для фиксированного, но и для мобильного Wimax. В этом диапазоне сконцентрировала частоты малоизвестная «ММДС Украина», одним из ключевых инвесторов которой, как выяснилось чуть позже, стала группа СКМ Рината Ахметова.
Утвержденный план инвестиции был немал — $ 120 млн. В 2008 г. мобильную версию у Госспецсвязи удалось отвоевать и другим стартапам — «Интеллектуальные коммуникации» (торговая марка Giraffe) и «Эс-Лайн» (входит в группу Vimpelcom), а также уже упомянутой УНТ. Чуть позже арабский холдинг VTel объявил об инвестициях в размере € 50 млн в «Интеллектуальные коммуникации», а фонд Icon PE Виктора Пинчука сказал, что вложит около $ 200 млн в Wimax-проекты в разных странах, львиная доля из которых предназначается Украине. Позже фонд получил контроль в УНТ.
Кризис внес коррективы
Но экономический кризис заставил отложить запуск новых сетей. Нынешний гендиректор УНТ Елена Минич, в отличие от Конаша из Intel, считает крах технологии Wimax именно итогом ухудшения экономических условий.
«Причина, по которой эта технология не достигла массовости и успеха в мировом масштабе, — финансовый кризис 2008 г. Как следствие появились сотни замороженных проектов по запуску Wimax-сетей, соответственно — ограниченность парка терминальных устройств и отказ ведущих производителей от поддержки», — констатирует она.
Перед началом кризиса украинские Wimax-стартапы ждали от Intel поддержки. Менеджеры взахлеб рассказывали о том, что очень скоро Intel будет обеспечивать присутствие чипсета с поддержкой Wi-Fi+Wimax в большинстве продаваемых в мире ноутбуков. Но этого так и не произошло. Сейчас Intel смотрит уже совсем на другие перспективы.
«В начале следующего года готовим чипсет LTE, который будет поддерживать все его региональные разновидности», — говорит Конаш.
Но украинские операторы, когда‑то вложившиеся в Wimax, не поспевают за корпорацией.
«Наша лицензия не предусматривает возможность использования технологии LTE, поскольку в Украине не действует принцип технологической нейтральности. Но и мы, и наши акционеры держим руку на пульсе», — говорит директор по маркетингу «Интеллектуальных сетей» Тарас Кучерявый.
Подавляющее большинство базовых станций сети Giraffe готово к включению LTE, напоминает он. Впрочем, несмотря на готовность рынка, «регулятора это нисколько не трогает», недовольна Минич.
Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации отвечает на все вопросы о 3G \ 4G радиочастотах следующим образом: с Министерством обороны (согласовывает в обязательном порядке использование всех новых стандартов) по этому вопросу идет дискуссия.
Выручает частный сектор
Но пока государство не торопится дать зеленый свет LTE, Wimax-операторы вынуждены искать ниши, чтобы выживать. Пока большинство пользователей равнодушны к мобильному интернету: они входят в сеть в одной-двух географических точках, говорит Тарас Кучерявый.
Wimax-оперторы отказались от организации «коврового» повсеместного покрытия населенных пунктов сетью и устанавливают базовые станции в тех местах, где есть спрос. Например, в частном секторе.
«Наша стратегия предусматривает развитие в тех населенных пунктах, в которых отсутствует или слабо развита проводная инфраструктура», — констатирует Минич.
Еще одна ниша, по ее словам, это связь между устройствами (maсhine-to-maсhine). «Киевстар», который также располагает лицензией на Wimax, использует технологию как вспомогательную в корпоративном секторе.
Недавно на Wimax была построена резервная сеть передачи данных для одного из крупнейших финучреждений Украины — Проминвестбанка, вспоминает директор по корпоративным коммуникациям оператора Михаил Шуранов.
Но нишевые проекты не создают условий для дальнейшего бурного роста. Согласно статистике исследовательской компании Е&C за первый квартал 2013 г., Freshtel обслуживает 39,6 тыс клиентов, а Giraffe — всего 7 тыс. Нашумевшие ранее проекты «ММДС Украина» и «Эс-Лайн» до сих пор находятся в спящем состоянии. Менеджерам все сложнее становится убедить инвесторов, что интернет-бум не за горами.