Бізнес

фармацевтика

Украинцы начали покупать другие лекарства

23649
Украинцы начали покупать другие лекарства
Фото: Pixabay

Антитеррористическая операция, которая второй год продолжается на Донбассе, повлияла на список наиболее продаваемых лекарств в аптеках. Препараты, о которых ранее мало кто вспоминал, стали все более востребованными.

Вниз — на дно

По итогам первого полугодия 2015 года, потребители купили лекарств примерно на 1 млрд долл. Это на 40% меньше, чем в первом полугодии 2014 года, свидетельствуют данные из отчета специализированного издания Apteka.ua об аптечных продажах лекарств.

Стремительное сокращение потребления стало следствием высокой зависимости отечественного рынка лекарства от импорта — в условиях резкой девальвации иностранные препараты резко подорожали. Потому многие или полностью отказались от приема лекарств, или перешли на отечественные аналоги.

Разница в цене между импортными и украинскими препаратами весьма ощутима. Например, в первом полугодии одна упаковка иностранного лекарства подорожала на 73,1% (105,5 грн), а отечественного — на 45,2% (до 21,4 грн). Потому в первом полугодии 2015 года доли украинских препаратов возросли соответственно до 76,6% (в упаковках) и 40% (в денежном выражении). Годом ранее эти показатели составляли 70% и 36,2%, соответственно.

По итогам первого полугодия отечественные фармпроизводители усилили свои позиции в топ-5 основных продавцов лекарств. «Фармак» и «Дарница» остались на первом и третьем местах, соответственно. С пятого на четвертое место перешел «Артериум». А пятое место заняла группа компаний «Здоровье» (годом ранее — девятое место).

В топ-5 из иностранных компаний осталась только итальянская Berlin-Chemie/Menarini Group. Ранее занимавшая четвертую строчку японская Takeda ушла на седьмую позицию.

АТО и лекарства

Хорошие позиции из импортных препаратов сохранили «Актовегин» и «Но-шпа». Но в топ-5 лекарственных препаратов попали и новички «Натрия хлорид» (поднялся с седьмого на третье место) и «Налбуфин» (с 38 — на четвертое).

Директор Агентства медицинского маркетинга Юрий Чертков объяснил рост розничных продаж «Натрия хлорида» перебоями с госпитальными закупками лекарств. Поэтому пациенты покупали это лекарство в аптеках. А стремительный рост спроса на «Налбуфин», пояснил Чертков, объясняется проведением АТО на Донбассе. «Налбуфин» закупается для аптечек бойцам и используется как анальгетик после ранений.

Вице-президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Евгений Найштетик согласен, что попадание новых препаратов в топ рейтинга обусловлено войной.

Но гендиректор фармдистрибьютора «Здраво» (продает, в том числе, «Налбуфин») Валерий Лось не отнес АТО к основным факторам роста продаж препарата. «Фактор АТО повлиял на продажи „Налбуфина“ не более, чем на 10%, — сказал Лось. — Рост спроса на это лекарство больше объясняется его новизной и эффективностью, а также стабильной ценой».

В результате такого перераспределения спроса, из топ-5 препаратов выпали «Кардиомагнил» (со второго на 15 место), «Эссенциале» (с четвертого на седьмое место) и «Цитрамон» (с пятого на восьмое место).

Стабильное будущее

По оценке экспертов apteka.ua, с марта с.г. курса гривны по отношению к доллару стабилизировался, что способствовало снижению розничных цен на лексредства зарубежного производства. Если в ближайшие месяцы сохранится стабильность национальной валюты, то цены на препараты также стабилизируются, считают эксперты.

Член «Ассоциации производителей лекарств Украины», директор торгового дома «Интерхим» (Одесский фармзавод) Александр Чумак считает, что по итогам всего 2015 года тенденция 40% падения розничного рынка в валюте сохранится. «Доля отечественных лекарств на рынке будет продолжать расти, а иностранных, соответственно, падать», — подчеркнул Чумак, объяснив это фактором, который действовал и в первом полугодии (значительным ценовым преимуществом украинских лекарств над зарубежными).

Источник: РБК-Украина
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама