В июле рынок страхования туристов, выезжающих за рубеж, впервые за последние два года начал расти, а не падать. «Если в первом квартале, и даже в мае-июне 2015-го мы видели существенное падение продаж туристических страховок, то уже в июле падение прекратилось. В августе, полагаю, у нас будет даже рост около 5% по сравнению с прошлым годом», — подсчитал предправления компании «Европейское туристическое страхование» (ERV) Мирослав Бойчин. Рост продаж на 7% по сравнению с июлем 2014-го отмечают и в пресс-службе компании PZU в Украине. Обе компании занимают почти 40 доли всего украинского рынка туристического страхования. «Наша компания еще не достигла продаж уровня прошлого года, но темпы их падения в июле, действительно, существенно снизились», — подтвердил «Капиталу» предправления компании «Универсальная» Алексей Музычко. Страховщики связывают июльский «перелом» в страховании выезжающих из страны туристов, в основном, со стабилизацией курса гривны и переходом в замороженную стадию конфликта востоке страны.
Испания не по карману
Неуверенность в будущем и страх перед широкомасштабным военным наступлением в прошлом году привели к тому, что рынок страхования выезжающих туристов «просел» на 30-40% по сравнению с 2013 годом. Продолжилось падение продаж и в первом квартале 2015-го — из-за резкой девальвации гривни. В этот период, по данным, Нацкомфинуслуг, застраховались 453 тысячи выезжающих за рубеж туристов, тогда как за аналогичный период прошлого года их было на 20 тысяч больше.
Май и июнь тоже не порадовали продавцов туристических страховок. «В связи с кризисными явлениями и нестабильной ситуацией в стране, рынок туристического страхования просел на 60%», — подсчитала начальник управления партнерских продаж компании «Инго Украина» Юлия Стешенко.
Но в конце июня, по словам Мирослава Бойчина, ситуация кардинально изменилась. «Туристы начали массово покупать страховки, выезжая на отдых за рубеж. И это не эмиграция, не поездки на учебу или работу, а именно отдых», — поделился он наблюдением. Основными покупателями полисов, по его словам, стали выезжающие отдыхать в эконом-туры, тогда как доля обладателей дорогих туристических путевок не выросла. «В основном, этим летом украинцы едут отдыхать по недорогим путевкам в Болгарию или Турцию. А вот путешествующих в Испанию, Доминикану, Индию и Тайланд все еще очень мало», — отмечает Мирослав Бойчин.
Несмотря на рост объемов летних продаж, по итогам года страховщики ждут падения рынка туристического страхования выезжающих по сравнению с 2014-м. «Думаю, падение будет не менее, чем 20%. За счет большого проседания в начале этого года», — прогнозирует Алексей Музычко.
Made in Ukraine
Зато внутреннее страхование туристов в этом году показало значительный рост. По утверждению Мирослава Бойчина, количество застрахованных украинцев, совершающих путешествия по Украине, в 2015-м утроилось. Регулятор более сдержан в оценках. «Скорее всего, по итогам летнего периода мы увидим, что количество таких полисов выросло вдвое», — уверен член Нацкомифнуслуг Александр Залетов.
Путешествующим по Украине гражданам продают, как правило, недорогие страховки от несчастного случая. Средний платеж по ним в день составляет от 1 до 5 грн. «Сумма выплаты зависит от характера страхового случая и стоимости оказанной помощи — от использования препарата стандартной аптечки до сложных специализированных хирургических вмешательств», — рассказывает и. о. директора общества «Доминанта» Владислав Гордиенко. В среднем, суммы выплат составляют от 3 до 10 тыс. грн.
Основные туристические направления в Украине — Карпаты, Одесская, Николаевская, Херсонская и Черновицкая области. В отличие от зарубежных туров, страховщики чаще всего работают с клиентами напрямую, а не через посредников. «Нам трудно оценить интерес к страхованию путешествующих внутри страны, так как эти люди, в основном, выбирают маршруты и страховки сами», — сообщил президент Ассоциация лидеров турбизнеса Украины Александр Новиковский.