Страховая компания «Уника» стала агентом «Европейского туристического страхования» — украинской «дочки» немецкой страховой компании ERV. Теперь «Уника» будет продавать клиентам, выезжающим за рубеж, не свои туристические страховки, а ERV.
По данным украинской ERV, у них уже заключено около десяти агентских соглашений со страховщиками, а с некоторыми компаниями такие договоры находятся в стадии подписания. «Для нас туристическое страхование не является профильным бизнесом. Поэтому, учитывая то, что за последний год рынок упал и ситуация продолжает усугубляться, мы решили тоже стать агентами ERV», — сообщил гендиректор компании «Нефтегазстрах» Антон Кияшко. Договор с этой компанией находится на стадии подписания. Председатель правления ERV Украина Мирослав Бойчин полагает, что в ближайшее время примеру «Уники» и «Нефтегазстраха» последует еще 1-2 страховщика.
Без среднего класса
ERV — один из лидеров рынка туристического страхования, занимает около 20% этого сегмента. За плечами компании стоит профильный инвестор.
Многим страховщикам туристическое страхование в этом году принесло одни убытки. Из-за военных действий и ситуации в экономике страны, по оценкам Мирослава Бойчина, количество туристов, отправляющихся из Украины за рубеж, по сравнению с 2014-м снизилось на треть, а с 2013-м — на 60-70%. С поля зрения продавцов туристических страховок почти исчез украинский средний класс. «К примеру, на майские праздники в этом году число выезжающих за рубеж туристов немного выросло и достигло уровня прошлого года. Но среди них почти нет представителей среднего класса — банкиров, страховщиков, предпринимателей — людей, которые раньше составляли основу застрахованных путешественников. А вот богатые клиенты как страховались раньше, выезжая за рубеж, так и сегодня страхуются», — поделился впечатлением Мирослав Бойчин.
Варианты выживания
Отток клиентов вынуждает продавцов туристических страховок искать варианты заработка. Кто-то (как «Уника») становится агентом более успешных в этом бизнесе коллег, зарабатывая 20-35% агентских с каждой премии. Кто-то ищет новые возможности заработать на туристах. Как, например, ERV, которая в этом году решила страховать туристов от дождя.
Но есть компании, которые вовсе не планируют платить клиентам при наступлении страховых случаев. «В этом году число страховщиков, которые не будут платить по туристическим страховкам, заметно вырастет», — прогнозирует Мирослав Бойчин.
С ним согласен и предправления компании «Альфа Страхование» Яцек Мейзнер. «Страховщики в этом сегменте демпингуют — продают полисы туристического страхования по ценам, которые не менялись много лет. При этом размер средней выплаты по туристическому страхованию из-за девальвации гривни вырос втрое, так как за рубежом для выплаты нужна валюта. Это не страховой бизнес, а сплошной убыток», — считает Яцек Мейзнер. Компания «Альфа Страхование» в прошлом году вошла в топ-3 лидеров рынка туристического страхования — с целью заработать на сопутствующих рисках туристов — страховании их жилья, авто, другого имущества. Но оказалось, что такая практика в системе туристического страхования Украины не работает. Поэтому, по мнению Яцека Мейзнера, страховщики либо будут искать возможность дополнительного заработка на туристах, либо будут уходить из этого сегмента. Антон Кияшко считает, что в нем останется не больше 10 крупных игроков, тогда как сегодня туристические страховки продает вдвое больше компаний.