Судя по всему, украинцам не стоит рассчитывать на безвизовый режим с Европой в ближайшее время. В ЕС сейчас совсем другие настроения: восстанавливаются внутренние границы.
Так, Германия уже проверяет автомобили на границе с Австрией. В самой Австрии на этой неделе заявили, что отправят военных патрулировать границы. Такому же примеру обещают последовать Словакия, Польша и Нидерланды. С неблагополучными соседями за пределами ЕС поступают еще жестче. К примеру, Венгрия заблокировала железную дорогу, соединяющую ее с Сербией.
В общем, в Европе начались процессы, которые противоречат всему тому, что происходило в Евросоюзе последние 20 лет: фактическая отмена границ внутри союза и либерализация визового режима с соседями. Причина тому одна — беженцы.
Именно беженцев сегодня больше всего боятся европейцы. О чем, собственно, свидетельствуют и требования к Украине для упрощения визового режима.
Откуда взялось столько беженцев
Беженцы — проблема для Европы не новая. И, по сути, на этот раз она не в мигрантах, как таковых, а в их количестве. По оценкам властей Германии, в этом году страна примет от 800 000 до 1 млн человек. Это в 4-5 раз больше, чем в прошлом году.
Если поток беженцев в 2015-м вырастет пропорционально немецким оценкам, то до конца этого года Европа примет от 2,4 млн до 3 млн беженцев. Такого переселения европейские страны не знали со времен Второй мировой войны. Всего за один год ЕС примет столько же переселенцев, сколько въехало в союз в последние 7-10 лет.
В основном люди бегут из Сирии от режима Асада, а также из стран, где орудуют боевики ИГИЛа — Афганистана, Ливии, Ирака. В обоих случаях главная причина, которая заставила мигрантов бросить свой дом, — война.
Хотя боевые действия — не всегда основной повод покинуть страну. Например, в 2013 г. второе место в ЕС по численности заняли переселенцы из России. В стране не было войны, а население в основном уже тогда было лояльно к властям. В прошлом году РФ осталась в десятки стран, чьи граждане чаще всего получают приют в Европе.
А вот Украина, несмотря на войну, в ТОП-10 так и не вошла. По итогам 2014 года украинцы набежали на 13 место. А до событий на Донбассе мы и вовсе были на 47 позиции (по итогам 2013 года).
В этом году большинство беженцев попадают в ЕС через Средиземное море. В основном переселенцы из Африки пытаются добраться до Италии, Греции или Испании. Также большой поток беженцев в этом году из Сербии, которые стремятся попасть в Западную Европу через Венгрию.
Из-за того, что люди пересекают море на обычных надувных лодках или очень старых судах, нередки несчастные случаи. Самые масштабные трагедии этого года:
Крушение в конце августа лодки с 500 беженцев из Ливии, которые пытались добраться до Италии;
Гибель, как минимум, 300 мигрантов в Средиземном море в феврале этого года;
В апреле у берегов Италии затонул корабль, в трюме которого было около 800 человек.
Как Европа решает проблему беженцев
Возможно, из Украины проблема беженцев кажется несколько надуманной. «Не пускать их в ЕС, да и все», — рассуждают многие в нашей стране. Но не все так просто. Законодательство ЕС обязывает членов союза принимать беженцев.
Если упростить, то человек, который подвергается смертельной опасности в своей стране, в частности из-за войны, может претендовать на убежище в странах Европейского Союза. По правилам ЕС, такой человек имеет право на питание и первую медицинскую помощь в специальных центрах для мигрантов. И если какое-то государство пытается выселить мигранта и отправить его обратно домой, он имеет право обжаловать решение властей в суде.
Наибольшее количество беженцев предпочитает получать соответствующий статус в Германии. Собственно, именно поэтому именно немцы настойчиво предлагают систему, по которой за каждой страной ЕС будет закреплена своя квота мигрантов.
С идеей квот не согласны многие страны Восточной Европы. В частности Польша. На прошлой неделе президент страны Анджей Дуда заявил, что система квотирования не учитывает специфики отдельных государств. Что конкретно он имел в виду, Дуда не уточнил. Однако добавил, что бороться нужно с причинами миграции в Европу.
Так что никаких конкретных решений проблем беженцев у Европы пока нет. И, очевидно, границы между государствами ЕС будут становиться все более осязаемыми.