Автомобиль — это не только средство передвижения, а еще и способ самовыражения. Сегодня рынок предлагает автомобили на любой вкус и характер, но популярных среди моделей бизнес-класса всего несколько. Мерседесами и лексусами уже никого не удивить. Именно поэтому владельцы обращаются к услугам тюнинг-ателье, которые могут не только улучшить ходовые характеристики, но и придать автомобилю собственный, абсолютно уникальный стиль. Какой тюнинг можно реализовать в Украине и во сколько это обойдется, выяснил корреспондент «Капитала».
Внешний вид
Пожалуй, первое, что приходит на ум, когда речь идет о внешнем тюнинге, — это аэрография или модная нынче тенденция оклеивания машины виниловыми пленками с матовой поверхностью или защитными антигравийными пленками. Одна из причин популярности таких услуг — цена. Оклеить автомобиль дешевле, чем красить, а по долговечности пленка не уступает покраске. Производители автомобильных пленок дают фактически бессрочную гарантию при условии правильного ухода. Специалисты же говорят о как минимум десятилетней сохранности их работы и использованных материалов. Учитывая разнообразие цветов и структур пленки, выбор в ее пользу очевиден. Если речь идет об оклеивании автомобиля целиком, цена будет составлять от 12,5 тыс. грн за хэтчбэк или седан и до 20 тыс. грн, если речь идет о внедорожнике. «Основные критерии в формировании цены — количество потраченного материала и сложность работ», — говорит директор тюнинг-ателье Mega Tunning Дмитрий Бакланов.
Внешний тюнинг — это еще и спойлеры, аэродинамические обвесы, пороги, колесные арки, вставки-жабры и все остальное, что касается внешнего облика автомобиля. Для этого предлагается много готовых мелких и больших элементов, сделанных для конкретной модели автомобиля. «Если стандартные детали для тюнинга не удовлетворяют клиентов, то всегда можно изготовить детали под заказ», — говорит директор VF-Tuning Владислав Басанько. В зависимости от сложности на работу уйдет три-четыре недели и € 5‑15 тыс.Аэрография может добавить к стоимости тюнинга дополнительные пару тысяч долларов. Средняя стоимость нанесения аэрографии на одну деталь (дверь, крыло, капот) составляет 2‑5 тыс. грн в зависимости от сложности рисунка.Несмотря на немалую стоимость, внешний тюнинг не всегда будет бросаться в глаза. «Люди с хорошим вкусом заказывают небольшие и очень гармоничные детали кузова. Такой рестайлинг многие могут не заметить, а разницу увидят только те, кто следит за развитием конкретной модели авто», — рассказывает Владислав Басанько.
Внутренний мир
Внутренний тюнинг включает в себя не только изменение салона, но и установку мультимедийного оборудования, системы парктроника, стационарных видеорегистраторов и многое другое. Прежде чем начать работы, специалисты покажут клиенту 3D-модель его автомобиля до и после тюнинга, объясняя при этом, какие еще попутные работы придется сделать. Салон можно обновить полностью примерно за 3‑6 недель и $ 10 тыс. В эту стоимость входят: перетяжка сидений, вставок в дверных картах, торпедо, потолка, стоек, солнцезащитных козырьков, рулевого колеса и ручки КПП, крышки подушки безопасности, кожуха рулевой колонки, рукоятки ручника. Также в эту сумму входит полная шумоизоляция торпедо и перегородки моторного отсека, пошив комплекта ковриков, окантованных кожей.
Нестандартные запросы могут обойтись значительно дороже и потребовать гораздо больше времени. «У нас в боксе стоит почти разобранный Mercedes Galendwagen. Заказчик пожелал установить в него салон из другого авто. Для этого мастерам потребовалось перенести заводской ручник и сделать массу других преобразований. Задача непростая, но при наличии времени и денег возможно сделать и это», — рассказывает владелец «МарафетАвто» Александр Заец. Однажды в его ателье машина стояла почти год, так как заказчик постоянно приходил с новыми идеями.
Вместо сердца
Технический тюнинг позволяет увеличить объем и мощность двигателя, получить более эффективную систему подачи топлива и выхлопа отработанных газов, подвеску, которая наиболее подходит к определенному стилю езды. Часто владельцы недорогих автомобилей фактически полностью меняют его техническую начинку так, что в результате остается только кузов ВАЗа, а мотор, ходовая, коробка передач — от более именитого производителя — AUDI, Subary или Honda.
Если внешний и внутренний тюнинг можно сделать сколь угодно индивидуальным, то в техническом приходится довольствоваться уже готовыми деталями и узлами, которые зачастую разработаны под определенную марку и даже определенный двигатель, КПП или другие системы автомобиля. Даже незатейливый, базовый технический тюнинг с использованием готового технического комплекта в среднем обойдется в € 10‑15 тыс. «Сроки выполнения зависят от пожеланий заказчика и бюджета. Есть проекты, которые выезжают за один месяц, а есть такие, что строятся по шесть‑восемь месяцев, но это уже глобальная доработка автомобиля с вмешательством во все узлы и агрегаты», — рассказывает директор тюнинг-ателье Top level Михаил Павленко. В прошлом году построенный в его ателье черный матовый Corvette C6Z06 выиграл чемпионат Украины по драг-рейсингу.
Тонкая настройка
Чип-тюнинг — это настройка режимов работы электронных контроллеров автомобиля путем изменения внутренних управляющих программ в основном с целью увеличения мощности двигателя. При настройке режимов атмосферного мотора можно добиться прибавки мощности в пределах, редко превышающих 8‑12 %, а на наддувных моторах прибавка достигается главным образом за счет увеличения давления наддува и может составлять 30‑40 % от начального значения. Также за счет чип-тюнинга можно добиться уменьшения расхода топлива. Наиболее распространенным негативным аспектом такой доработки является нарушение работы систем автомобиля, обеспечивающих соответствие его выхлопа экологическим нормам. Впрочем, как правило, это касается только недорогих массовых автомобилей.
Не стоит делать чип-тюнинг исключительно ради забавы. Кустарные настройщики могут легко испортить автомобиль. Часто те, кто занимается такими настройками, пользуются пиратским программным обеспечением, а оно дает сбои. На исправление ошибок могут потребоваться немалые средства и время. Стоимость качественной настройки в среднем равна 1 % стоимости автомобиля.
Правильный выбор
Сегодня в Украине работают десятки различных тюнинг-ателье, но в силу специфики бизнеса результат может сильно отличаться. Ответственность за выбор правильного исполнителя в полной мере ложится на заказчика. Специалисты рекомендуют тщательно проверить репутацию фирмы: ознакомиться с портфолио, обратиться к знакомым, которые пользовались ее услугами. Впрочем, сами же знатоки признают, что найти хорошее ателье не так просто. «Часто наши клиенты после тюнинга своего автомобиля, особенно это касается машин премиум-класса, никому о нас не рассказывают. Нашу работу выдают за работу более именитых и дорогих заграничных компаний. Нередко заказчик просто не дает сфотографировать конечный результат», — рассказывает Владислав Басанько.
Прежде чем видоизменять свой автомобиль, имеет смысл вспомнить, что тюнинг, каким бы он ни был, — это не инвестиция в цену автомобиля. «Костюм, сшитый под конкретного клиента, редко понравится и подойдет кому‑то другому», — говорит Александр Заец. Исключением могут быть случаи, когда тюнинг был выполнен чисто технический, да и то без излишеств.