Мобильные операторы второго эшелона, занимающиеся преимущественно организацией интернет-доступа по технологиям CDMA и WiMax, переходят в режим жесткой экономии. Компании сокращают штат и переводят сотрудников на удаленную работу.
Как сообщил «Капиталу» генеральный директор «Телесистем Украины» (торговая марка PEOPLEnet) Михаин Пайкин, им пришлось в течение двух лет сократить штат с 900 до 500 человек в связи с тем, что операционные затраты за это время существенно возросли.
В первую очередь увеличились государственные сборы: за пользование частотами и аренду площадей у государственных и муниципальных структур для технических нужд оператору приходится платить по 10 млн грн в квартал, тогда как еще два года назад речь шла об около 2 млн грн, объяснил эксперт.
Крупнейший WiMax-оператор FreshTel («Украинские новейшие технологии») также пытается оптимизировать затраты. С 1 июля часть персонала компании перешла на работу в удаленном режиме, для этого используются облачные IТ-решения.
Генеральный директор компании Елена Минич рассказала «Капиталу», что таким образом удалось сократить две трети затрат на аренду офисов. На рабочем месте находятся только те сотрудники, чьи функции нельзя выполнять в удаленном режиме, например менеджеры по продажам.
По утверждению Минич, компания стремится приблизить операционные затраты к самоокупаемости, но о прибыли генеральный директор пока не говорит, так как развитие оператора сковывает общеэкономическая ситуация в стране.
«Мы заказываем исследования, из которых очевидно, что покупательная способность населения снижается. Люди начинают экономить даже на товарах ежедневного потребления, например на еде», — сетует топ-менеджер.
С ней соглашается и Михаил Пайкин: «Украинцы сейчас вынуждены экономить».
Несколько лет назад, по словам гендиректора «Телесистем Украины», абоненты без особых проблем превышали пакетные лимиты. А теперь используют строго столько трафика и столько минут, сколько предусматривает минимальная базовая абонплата.
Собеседник из еще одного WiMax-оператора «Интеллектуальные коммуникации» (торговая марка Giraffe) полагает, что темпы набора абонентов замедлились еще и потому, что в зонах покрытия сетей скоростного интернет-доступа, в первую очередь в крупных городах, наблюдается насыщение рынка. При этом половина населенных пунктов в Украине остается вообще без скоростного интернета, так как строить сети в этих регионах нерентабельно.
Сложившаяся ситуация, по мнению Михаила Пайкина, критичная для небольших провайдеров мобильного интернета. Почти никто из них пока так и не вышел на прибыль, уверяют собеседники «Капитала».
Насыщение рынка и постоянное увеличение затрат при уменьшающимся среднем чеке приводит к тому, что беспроводным операторам второго эшелона очень сложно выйти на положительную рентабельность. В наиболее «живом» состоянии находится крупнейший альтернативный игрок мобильной связи — CDMA-оператор «Интертелеком», обслуживающий около 1,3 млн сим-карт.
В прошлом году компания интегрировала в свою структуру еще одного CDMA-оператора — CDMA UA, модернизировала сети, подготовив их к переходу на 4G. Впрочем, еще в начале года руководство компании констатировало, что абоненты очень медленно переключаются на высокоскоростную сеть стандарта CDMA Rev.B, что растягивает срок возврата инвестиций.
Сложность для компаний второго эшелона состоит еще и в том, что они изначально сделали ставку на нишевые стандарты, под которые в стране не хватает пользовательского оборудования.