В октябре сразу два страховщика открыли новые отделения в регионах Украины. Компания «Граве Украина» зарегистрировала Харьковскую областную дирекцию, а «АХА Украина» — Кременчугское отделение (Полтавская область).
В последние годы страховщики, как правило, региональные отдаления закрывали или работали с ними на условиях франчайзинга.
Обе компании являются дочерними структурами европейских страховых групп: «Граве Украина» принадлежит австрийскому финансовому концерну GRAWE, а «АХА Украина» — французской AXA Group. На момент публикации материала «Граве Украина» не прокомментировала свое расширение региональной сети, а вице-президент «АХА Страхования» Вячеслав Гавриленко сообщил, что увеличение рыночной доли АХА на украинском рынке является стратегической целью.
«На данном этапе мы планируем и открываем как собственные отделения, так и агентские, и франчайзинговые подразделения. Новый штат набираем, в том числе, и за счет бывших сотрудников других компаний», — рассказал Вячеслав Гавриленко.
Найти полтора миллиарда
«В этом году перераспределение страхового рынка стало еще более заметным: крупным игрокам достаются страховые портфели и даже целые команды, в том числе региональные, тех страховщиков, которые испытывают финансовые трудности и проигрывают в части клиентоориентированности, — считает член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.
По его оценке, в этом году требования к активам и капиталу могут не выполнить около трети всех страховых компаний Украины. Вначале 2016-го понадобится 1,5 млрд грн для докапитализации рынка.
В то же время крупнейшие страховщики, среди которых больше половины «дочек» иностранных страховых групп, начали активно расширять свой бизнес в регионах. Но не за счет покупки новых активов, а путем переманивания региональных команд или отдельных специалистов у более слабых конкурентов. «Потому что фактически некого покупать. В Украине есть неплохие региональные страховщики, у которых устойчивый бизнес и хорошая репутация в области. Но такие компании можно пересчитать по пальцам одной руки», — утверждает предправления «Арсенал Страхование» Сергей Авдеев.
Бонусы стали меньше
Да и зачем, если специалисты приходят в более успешные компании со своими клиентами? К тому же в этом году региональные команды вдвое подешевели. К примеру, если раньше руководитель отделения требовал бонус 10% и выше от размера собранных в регионе премий, то теперь хорошим бонусом считается 5%.
«В этом году даже крупные и средние компании сокращали персонал и расходы на ведение бизнеса. Из-за чего многие специалисты готовы были переходить в другие структуры на менее выгодные для них условия работы», — рассказывает гендиректор компании «Мега-Полис» Александр Бондарь.
Среди наиболее известных компаний, специалисты которых в этом году чаще других искали работу по причине сокращения расходов в компании, эксперты называют «Провидну», «Просто-Страхование» и «Альфа-Страхование».
В самих компаниях это отрицают. «Мы сократили все возможные расходы давно. Но перед нашими специалистами стоят жесткие задачи. Те, кто не справляется с ними — уходят. И это нормально», — объясняет предправления компании «Альфа Страхование» Яцек Мейзнер. По его мнению, крупные игроки всегда охотно забирают себе страховые портфели и персонал более слабых компаний, но в этом году кризис еще и ускорил эти процессы. Хотя крупным игрокам нужно не перекупать портфели в большинстве своем убыточных видов страхования, а выходить в те сегменты и ниши, где еще нет конкуренции, считает Мейзнер.