Правительство и парламент продолжают спорить, чей проект налоговой реформы лучше. Это уже не просто конфликт авторов двух концепций будущей налоговой системы — министра финансов Натальи Яресько и главы парламентского Комитета по налоговой и таможенной политике Нины Южаниной.
Это начало публичного противостояния президента Петра Порошенко и премьер-министра Арсения Яценюка.
Конфликт проектов
Минфин с марта работал над проектом налоговой реформы. Старт был дан в начале года, чтобы избежать предыдущих ошибок и нарушить традицию принятия бюджета и налоговых изменений в конце декабря — быстро, без обсуждений, с угрозами и без оценки последствий. К сентябрю, казалось, все должно было быть готово. Площадкой для дискуссии должен был стать Национальный совет реформ. В итоге концепций оказалось две, противоположных по идее реформирования и количественным показателям.
«Почему президент назначил ответственной за реформу Яресько и при этом попросил Нину (Южанину, — ред.), которая ни за что ответственности не несет, также разрабатывать законопроект, непонятно», — выразили недоумение в Минфине.
Тем не менее, неделю назад Нина Южанина, несмотря на угрозы со стороны Международного валютного фонда (МВФ) приостановить финансирование кредитования Украины, выполнила свое обещание и зарегистрировала в парламенте свою версию реформы, которая носит характер либеральной.
Помимо снижения ставок налогов (НДС с 20% до 15%, НДФЛ — с 15/20% до 10%, ЕСВ — в среднем с 41% до 20%), реформа от депутатов предполагает переформатирование структуры Государственной фискальной службы, внедрение электронного кабинета плательщика, упрощение отчетности, усовершенствование норм по трансфертному ценообразованию и системе электронного администрирования НДС, внедрение института налоговых консультантов. Кроме того, законопроект предусматривает взимание налога на прибыль только с распределенной прибыли по ставке 15% (сейчас 18%).
«Наши партнеры четко давали понять: если мы провалим налоговую реформу, денег мы больше не получим. То есть Украина недосчитается почти $5 млрд», — подтвердил высокопоставленный источник в правительстве.
Помимо кредита МВФ в размере $1,7 млрд до конца года, речь идет еще и о предоставлении помощи от Всемирного банка, ЕС, Японии.
Регистрация проекта, как заявила Нина Южанина, должна дать старт уже официальному обсуждению документа. И она его достаточно активно обсуждала в течение всей недели, пока Минфин со своей официальной позицией медлит. Отметим, что под реформой комитета свои подписи поставили 115 депутатов всех фракций, большинство из которых — представители «Блока Петра Порошенко» (БПП), а также внефракционные.
«Со многими, поставившими подпись, общался, — рассказал один из представителей экспертной среды. — Они поставили подписи, но документа в глаза не видели. Им показали лишь отдельные нормы, с которыми они согласились, и все. Некоторые, например Оксана Продан (член налогового комитета, БПП, — ред.), отказались ставить свои подписи именно по причине отсутствия текста на тот момент».
В Минфине неоднократно обращали внимание на то, что к работе над законопроектом в комитете был открыт доступ лишь нескольким экспертным группам. В частности, на расширенном заседании Совета предпринимателей при Кабмине на вопрос о том, кто принимал участие в разработке реформы, руки подняли лишь два человека: глава комитета по налоговым вопросам Общественного совета при ГФС Татьяна Шевцова и вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Юлия Дроговоз. Последняя в результате даже не фигурирует в списке авторского коллектива разработчиков проекта, обнародованного на сайте парламента.
«Проект сырой, по каждому разделу смотри и спотыкайся, — заявил один из экспертов, пожелавший остаться неназванным. — Ренту не доделали, есть вопросы по акцизным накладным, принцип взимания налога с распределенной прибыли идеологически неправильный. Он не вяжется с нашей историей экономики, бизнес попрячет всю прибыль. Мы на прошлой неделе предлагали Игорю Кононенко (замглавы фракции БПП, — ред.) провести встречу с экспертам. Неделя прошла — и ничего».
Хотя сама Нина Южанина неоднократно делала акцент на том, что двери комитета были открыты для всех экспертов и бизнеса. Был ряд встреч с представителями бизнеса по отраслям.
В Минфине заверяют, что их вариант законопроекта был готов еще в сентябре, над ним работали профессионалы, и именно он соответствует ожиданиям бизнеса.
«Никогда уровень ставок не стоял на первом месте среди проблем у бизнеса. На третьем, четвертом, пятом, но не первом, разве что только ЕСВ. Главная проблема — это администрирование, и нам необходимо над этим работать», — подчеркнули в окружении Натальи Яресько.
Напомним, что основной акцент в правительственной версии сделан на снижении нагрузки на фонд оплаты труда. ЕСВ предложен на уровне 20%. Такая же ставка планируется и по другим налогам — прибыли, НДС и налогу на доходы физлиц.
Несмотря на то, что министерский проект готов, его не обсуждают предметно, не вносят на рассмотрение Кабмина и не передают в Верховную Раду. Вместо этого Арсений Яценюк придумал проведение национального диалога по реформе, и замминистра финансов Елена Макеева вновь возобновила его обсуждение с общественностью. Диалог уже прошел во Львове, Харькове, на следующей неделе она поедет в Днепропетровск. При этом бизнес и эксперты имеют доступ лишь к презентации концепции.
«Комитет написал свой проект на скорую руку, но это не пройдет, — уверены в Минфине. — Мы не передавали свой вариант, потому что его бы переписали».
«Это ненормально, когда Минфин, отвечающий за налоговую и бюджетную политику, вынужден спорить с депутатами, — отметил один из советников министра финансов. — Есть еще одна проблема — МВФ. Они смотрят не только на цифры, но и на качество реформы».
По словам собеседника издания из окружения премьер-министра, смысл реформы от Южаниной — банкротство бюджета. Ее реализация может обойтись бюджету в более чем 200 млрд грн дефицита.
«Пусть она предложит депутатам, каким образом, будет перекрыта треть бюджета», — заявил он.
Как уже сообщалось ранее, в налоговом комитете не согласны с расчетами Минфина и утверждают, что дефицит бюджета не превысит 14 млрд грн, а при оптимистическом сценарии даст дополнительно 17,6 млрд грн.
По мнению депутатов, в своих расчетах Минфин не учитывал увеличения поступлений госсектора от сокращения расходов на оплату налогов (более 88 млрд грн), экономию на оплате труда в бюджетной сфере при снижении ставки ЕСВ (23,2 млрд грн), эффект от системы электронного администрирования НДС (21,6 млрд грн). Кроме того, в комитете рассчитывают на детенизацию зарплат на уровне 25%, а это еще дополнительные 12,5 млрд грн.
«Вспомните, когда ставку НДФЛ снизили с 15% до 13%. Через квартал поступления выросли», — отметил один из советников главы комитета.
Противостояние на высшем уровне
Президент уже несколько месяцев публично не высказывает свою позицию в отношении реформы. Но очевидно, что без его поддержки и одобрения появление на свет и регистрация реформы была бы просто невозможна. Петр Порошенко, зная об угрозах срыва программы МВФ, готов идти на риск. Его убедили, что только радикальный перезапуск системы оживит экономику и сделает ее привлекательной для инвесторов, в то время как 20% ЕСВ и 20% НДФЛ не позволят вывести зарплаты из тени.
В БПП считают, что катастрофой является уже то, что правительство делает вид, что эти налоги платятся. При нынешних ставках скрытый дефицит бюджета Пенсионного фонда составляет 100 млрд грн. Поэтому нужно рисковать. А, по предварительным прогнозам, через 8 месяцев поступления в бюджет будут расти. Только теперь дело за премьером, новым, который бы смог это все реализовать.
На чем основан такой оптимизм депутатов пока не понятно, ведь никогда нет гарантии, что тот бизнес, который минимизировал налоги и ничего не платил в бюджет, теперь готов будет выйти из тени и платить пусть и небольшую ставку.
В недавнем интервью Наталья Яресько отмечала, что те, кто работает чисто на базе конвертационных центров, хотят даже большего снижения ставок, до уровня услуг этих центров — менее 15%: «Я против такого аргумента, потому что завтра конвертационные центры снизят стоимость своих услуг до 10%, если мы уменьшим до 15% — и мы никогда не выиграем».
Уже сейчас, когда до конца года остается несколько месяцев, а депутаты все никак не могут приступить к обсуждению изменений в Налоговый кодекс, конфликт переходит в новую стадию. Это уже не просто спор или амбиции Натальи Яресько и Нины Южаниной. Это публичное противостояние между премьер-министром и Президентом.
«Мы все это время держались, не выносили конфликт, но реформа стала последней каплей», — рассказал собеседник из окружения Арсения Яценюка.
В то же время, вся текущая неделя премьер-министра будет посвящена бюджетному процессу и согласованию программы сокращения расходов с профильными министрами. Ведь, как известно, реформа от Минфина также предполагает дефицит, но значительно меньший, чем у депутатов — 60 млрд грн. В правительстве заверяют, что на этой неделе миссия МВФ вернется в Украину, и Кабмин сможет уже окончательно одобрить свой вариант.
Напомним, в прошлый приезд представителей фонда в конце сентября — начале октября о результатах работы детально не говорила ни одна сторона. В Минфине, в частности, отмечали, что правительство должно подготовить свои предложения по сбалансированию бюджета. Одним из маяков программы сотрудничества должен стать показатель дефицита бюджета в размере не более 3,7% ВВП. По результатам работы миссии, проекты налоговой реформы и бюджета-2016 будут поданы в парламент. И законопроект о госбюджете уже доработан с учетом этих изменений.
«На повестке дня парламента стоят судьбоносные законы для украинского государства. Перед нами стоит очень много задач по продолжению реформ в стране. И для этого необходимо политическое единство и политическая ответственность. Нам надо принять бюджет на следующий год. И позиция правительства заключается в следующем: бюджет должен приниматься одновременно с налоговой реформой, а не наоборот», — подчеркнул Яценюк в своей «десятиминутке» общения с народом.
Стоит отметить, что еще в прошлый четверг в Минфине не готовы были детально говорить о программе сокращения расходов.
«У нас есть понимание, но теперь нужно переубедить министров», — заявил чиновник министерства.
В окружении премьер-министра говорят, что только 20 млрд грн можно сэкономить на оптимизации расходов в сфере образования и медицины. Финансирование армии останется на номинальном уровне, без привязки к ВВП, как хотел президент. Напомним, он настаивал на том, чтобы армия финансировалась на уровне 5% от ВВП.
«Мы закупили достаточно техники. Есть перемирие, пусть и шаткое, но средства, выделяемы на закупку техники, можно перераспределить на повышение зарплат военнослужащим, — пояснили свои идеи в Минфине. — Можем говорить об оптимизации количества школ. Если есть, например, школа в селе, куда ходит 5 детей всего, то, может, имеет смысл закупить школьные автобусы и возить в соседнее село. Но это не значит, что мы предлагаем выкидывать людей на улицу. В медицине, если зарплаты выплачивать по количеству пациентов, то будет экономия средств. Министр это поддерживает, но не поддерживает комитет».
Однако не так все просто будет складываться с рассмотрением законопроектов в парламенте. Пока Кабмин только планирует обсуждать проекты с МВФ, депутаты уже настроены на рассмотрение реформы в первом чтении.
«На этой неделе точно нет. На следующей спикер планирует провести круглый стол со всеми заинтересованными сторонами, в том числе и Минфином, потом у нас неделя работы в комитетах, и в середине ноября у нас как раз будет налоговая неделя», — пояснила Нина Южанина.
Таким образом, в БПП дают понять, что отступать от своих принципов не собираются, а обсуждение должно происходить на основе уже зарегистрированного законопроекта. По регламенту у правительства есть еще неделя для регистрации своего законопроекта, как альтернативного. Однако в Минфине категоричны — за основу должен быть взят только их документ, а альтернативным здесь считают депутатский. Если комитетская реформа будет принята, не исключено, что Наталья Яресько подаст в отставку, а возглавить министерство в окружении нынешнего министра предлагают как раз автору реформы Нине Южаниной.
«Если мне предложат, я рассмотрю данное предложение», — заявила Южанина. Отметим, ранее «Самопомич» предложила ее кандидатуру на главу ГФС, что руководитель комитета расценила, как «стеб».
В то же время Южанина готова на компромисс, она до сих пор ждет диалога с министром финансов. Но бюджет-2016 должен быть сформирован с учетом либеральной реформы.
«Не могу сказать, на какой компромисс мы готовы. Но может, придется согласиться на компромисс, если мы увидим, что не удастся сбалансировать бюджет. То есть пройдем сначала все статьи расходов. Наверное, по НДС мы могли бы посмотреть. Сейчас имеем спецрежим по НДС. Если будут предусмотрены дотации, то мы снимаем спецрежим, если нет, то о чем еще мы здесь можем говорить? — пояснила Южанина. — Либеральность заключается в том, что своему внутреннему производителю мы дадим возможность работать. Компромисс по ставкам, конечно, может быть».
Среди вариантов развития событий можно назвать и перенос реформы на более поздний срок — середину 2016 г. или вообще на 2017 г. Кроме того, возможны лишь косметические правки, с учетом которых и был рассчитан проект бюджета, внесенный в сентябре. Эти варианты означают консервацию ситуации на нынешнем уровне, что не совсем устраивает обе стороны конфликта.
Замглавы совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник уверен, что лучшая реформа — это возвращение доверия бизнеса. Поэтому можно попробовать вернуть ставки налогов, изначально зафиксированные в кодексе в 2010 г. Тогда, напомним, было прописано поэтапное снижение ставки НДС и налога на прибыль до 17% и 16% соответственно, но в 2014 г. эти нормы были отменены.
«Извиниться перед бизнесом за многолетний обман и с 1 января наконец-то начать выполнять нормы. Этого будет достаточно, чтобы, по крайней мере, вернуть доверие бизнеса», — заявил он.
Правительство и парламент продолжают спорить, чей проект налоговой реформы лучше.
это даже не смешно, тут просто Соломоново решение требуется , если во благо Украины то одна из партий всегда должна отказаться от участия во благо страны и народа, тогда обе партии всегда будут готовы идти на компромисс, хотя здесь он и не требуется, вынести на голосование и все , о чем спор то ...