Несмотря на угрозы России ввести продовольственное эмбарго для Украины после активации зоны свободной торговли с ЕС, Киев и Брюссель, похоже, твердо намерены окончательно имплементировать экономическую часть Соглашения об ассоциации Украина-ЕС.
Нет сомнений, что ЗСТ с Европейским Союзом открывает большие возможности для развития отечественной экономики. Но вместе с тем существует и множество рисков, первым среди которых является кризисное состояние хозяйственного комплекса и низкая конкурентоспособность национальных товаропроизводителей. Сегодня для украинской продукции в ЕС действует режим автономных преференций, который предусматривает наличие квот для многих позиций наших товаров. С 1 января 2016 года эти односторонние преимущества утратят силу, и нам придется конкурировать с европейцами в условиях одинаковых правил, но, конечно, кардинально разных возможностей.
Рынок Европейского Союза значительно более развитый и объемный, нежели российский. Однако параллельно с этим он отличается высокой конкуренцией и стандартами качества услуг и товаров. Некоторые сегменты рынка, кроме того, сильно монополизированы. Понятно, что наше производство в целом еще очень далеко от стандартов ЕС, чтобы составить его производителям достойную конкуренцию. Более того, с внедрением ЗСТ таможенные и прочие тарифные барьеры исчезнут не только для экспорта, но и для импорта, то есть украинские товары могут потерять некоторые позиции также на внутреннем рынке. И если при этом Россия сдержит слово и таки введет эмбарго, ситуация может стать критической.
Безусловно, нельзя переориентироваться на стандарты более высокого качества сразу в полном масштабе. Но сбывать продукцию имеющихся образцов, ясное дело, тоже не выйдет. Решением проблемы может быть создание на производствах отдельных площадок с характеристиками, которые отвечают критериям ЕС. Такие цехи могли бы постепенно расширяться и вытеснять материальную и технологичную базу старого — энергоемкого и неэффективного — производства. Во-первых, это не так дорого, как трансформация всего предприятия, во-вторых, менее затратно по времени, что позволит быстрее выйти на рынок и увеличивать объемы производства по мере роста спроса.
Следующая проблема заключается в том, что мы точно не знаем, продукция каких отраслей нашей экономики будет флагманом экспорта в страны ЕС. Правительство лишь высказывает предположения, мол, возможно, это будут товары агросектора, фармацевтика, техника. А может, и нет. Пожалуй, не вызывают сомнений только традиционные экспортные статьи: химия, металл, зерно и проч. Следовательно, мы должны определить наши экспортные приоритеты, внимательно изучив конъюнктуру европейского рынка. Затем, сделав ставки на конкретные отрасли, нужно создать четкие программы их поддержки государством и привлечения дополнительных инвестиций в их развитие. Такой подход даст возможность сконцентрировать внимание на наиболее перспективных ячейках украинской экономики с учетом ее интеграции с экономикой ЕС.
Многие эксперты опасаются по поводу возможности превращения Украины в производственный резервуар Европы, поскольку наша страна обладает большим количеством дешевой рабочей силы, в ущерб развитию сферы услуг и наукоемкой индустрии технологий. Разумеется, если своим главным конкурентным преимуществом избрать стоимость рабочей силы, то так оно и будет. Опять-таки это вопрос государственных приоритетов. К примеру, на днях Минобрнауки инициировало создание Нацсовета науки и технологий. Таким образом, мы снова повторяем классическую ошибку — строим новые бюрократические структуры без привязки к функциональным составляющим. Превалирование структуры над функцией — одна из типичных патологий менеджмента. Вместо таких советов необходимо создавать технопарки и инкубаторы технологий, свои Силиконовые долины. Впрочем, при нынешней обстановке даже стать производственной площадкой ЕС для Украины не худший вариант, ведь Европа — не Китай, и жестко соблюдает экологические нормы, а ее бизнес — преимущественно социально ответственный.
Ну и, конечно, альфа и омега наших экономических проблем — иностранные инвестиции. Здесь все банально просто и известно: открытые, прозрачные, предсказуемые и недискриминационные условия экономической среды для бизнеса. Указанного нельзя достичь без проведения реформ, которые явно пробуксовывают в последнее время.
Одним словом, Украина должна выработать комплексный план экономической политики после введения зоны свободной торговли с ЕС. Легкомысленно утверждать, что бизнес со всем справится самостоятельно, значит сознательно толкать его в пропасть. Отечественный производитель загнется как внутри страны, так и за ее пределами, если все пустить на самотек. Надо понять, что мы можем сделать, что нам нужно сделать и как именно это делать. Сейчас же складывается впечатление, что ЗСТ с ЕС — некая самоцель, которой просто нужно достичь, а дальше все пойдет как по маслу. На самом деле, с начала следующего года все трудности только начнутся, и, по-моему, правительство слишком мало взволновано тем, как с ними справляться.