На 17,7 % — до 17,3 млн дал — снизилось производство водки в январе-августе 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в отчете Государственной службы статистики, опубликованном вчера. При этом августовский спад производства составил 16,7 % — было произведено 2,2 млн дал.
В январе-августе прошлого года по сравнению с январем-августом 2011‑го выпуск водки увеличился на 6,7 %, или на 1,318 млн дал — до 20,993 млн дал.
Водка теряет конкурентоспособность
«Сокращение рынка водки — не новый тренд. Другое дело, что он сейчас приобретает достаточно масштабные обороты», — говорит генеральный директор алкогольного холдинга Global Spirits (ТМ «Мороша», «Хортица») Сергей Величко.
«Повысился акциз, повысились цены на спирт, комплектующие, продукция стала более дорогой и менее конкурентоспособной», — поясняет он и добавляет, что за год водка подорожала примерно на 5 грн.
Сыграло свою роль и то, что игроки рынка в преддверии повышения акцизов в конце прошлого года сделали больше запасов водки, чем обычно — более 10 % от годового объема производства.
Как уже ранее писал «Капитал», с 1 января 2013 г. акцизы на этиловый спирт и ликеро-водочные изделия выросли на 11,2 % — до 51,01 грн за литр стопроцентного спирта.
Помимо этого, отмечает гендиректор Global Spirits, на снижение объема производства влияет тенденция перехода небольшого количества потребителей — до 5 % — с водки на другие алкогольные напитки: виски, ром, вино, коньяк.
Спад производства связан исключительно с тенизацией рынка, уверен директор по маркетингу Крымской водочной компании Сергей Колесниченко. Как уже ранее писал «Капитал», уровень тенизации рынка водки сегодня составляет 40‑45 %.
Директор регионального производителя водки «Княгинин» Юрий Мандзюк отмечает, что определенную роль в подорожании сыграло повышение в 2,6 раза — до 27 коп. — акцизной марки на алкогольные напитки, введенное 1 сентября текущего года.
Рынок еще упадет
По итогам года производство водки упадет по сравнению с 2012 г. на 20 %, считают эксперты. «Мы прогнозируем падение до 20 %, это по производству. По продажам — то же самое… Дай бог, чтобы падение было 10‑15 %», — говорит исполнительный директор отраслевой ассоциации «Укрводка» Алина Шолохман. Ее прогнозы разделяет и Сергей Величко.
Помимо перечисленных причин, ситуацию усугубит рост импорта. Как уже ранее писал «Капитал», до конца текущего года российская компания «Немирофф водка рус» поставит в Украину около 1 млн дал водки под брендом Nemiroff. Компания планирует занять рыночную долю водки Nemiroff украинского производства. Напомним, что «Украинская водочная компания «Nemiroff», производящая водку под этим брендом, остановила свой завод 29 августа текущего года.
По итогам 2012 г. в Украине было произведено всего 33,8 млн дал водки, что на 1,6 % больше, чем в 2011 г.