Среди претендентов — аналитики, бывшие банкиры, чиновники и представители бывшего руководства НБУ. Из 17 кандидатур сегодня должны выбрать четырех наилучших, которые будут определять денежно-кредитную политику и контролировать аудит НБУ.
Сегодня на заседании парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности депутаты обсудят список из 17 человек, которые были выдвинуты в члены Совета НБУ. Сбор заявок от кандидатов завершился еще 18 ноября, а последующие пять дней члены комитета должны были использовать для подготовки к заседанию комитета, на котором решится, кто из выдвинутых кандидатов может выполнять функции члена Совета НБУ.
Семь фракций и депутатских групп предложили 12 человек, депутат Руслан Демчак выдвинул двух претендентов, одного человека предложили депутаты Владимир Арьев и Павел Ризаненко, а еще два кандидата выступили самовыдвиженцами. Эти 17 человек конкурируют всего за четыре места. Спрос объясним: члены Совета НБУ впервые «за выполнение своих функций получат вознаграждение за счет НБУ».
Как сообщалось ранее, 18 июня парламент принял согласованные с МВФ поправки в закон о Нацбанке, которыми квоты президента и парламента в Совете НБУ сократились с семи до четырех человек. Полный состав Совета уменьшился с 15 до 9 человек (в Совет также входит глава НБУ). 10 сентября истек срок полномочий прежнего состава Совета.
Однако новых его членов до сих пор не назначили ни парламент, ни президент, что парализовало работу надзорного органа Нацбанка. Мы опросили ключевых экспертов рынка о кандидатах и критериях, которым они должны отвечать, чем стимулировал парламент ускорить избрание Совета НБУ.
Из банков — в Нацбанк
Самая многочисленная категория — экс-банкиры. Блок Петра Порошенко выдвинул бывшего главу Укрэксимбанка Виктора Капустина и экс-руководителя Ощадбанка и Брокбизнесбанка Александра Морозова.
Оба — с большим опытом. Виктора Капустина, например, всего полтора года назад называли среди претендентов на должность главы НБУ — в итоге Нацбанк возглавила Валерия Гонтарева. Александр Морозов, согласно критериям НБУ, является банкиром с небезупречной деловой репутацией: он успел проработать в наблюдательном совете Банка Форум более полугода перед введением в банк временной администрации. Таким образом, господин Морозов не может возглавить коммерческий банк, но его выдвигают в Совет НБУ.
От депутатской группы «Воля народа» была подана кандидатура Артемия Ершова, экс-директора ИК «Тройка Диалог Украина». После слияния компании со Сбербанком России Артемий Ершов стал зампредом Сбербанка России. Он проработал в нем больше года, после чего покинул банк.
«Мою кандидатуру предложили в члены Совета, и я согласился. Это интересно, потому что я довольно долго проработал в банковской системе, как в частных банках, так и в государственном. Думаю, что смогу быть полезен своими знаниями и опытом», — рассказал Артемий Ершов, который в 2003-2007 годах был первым зампредом правления Ощадбанка.
Руслан Демчак предложил включить в Совет НБУ Юрия Блащука. Бывший член набсовета Платинум Банка Юрий Блащук сейчас является советником министра финансов Натальи Яресько по банковским вопросам. Советник председателя правления Укрэксимбанка Борис Соболев самостоятельно выдвинул свою кандидатуру. А глава совета Ассоциации украинских банков и бывший народный депутат Станислав Аржевитин стал кандидатом от «Блока Петра Порошенко».
На насиженное место
Еще одна категория претендентов — люди, получившие опыт работы в НБУ: либо бывшие сотрудники Нацбанка, либо экс-члены Совета. К последней категории специалистов у главы НБУ Валерии Гонтаревой были вопросы. Она прямо назвала предыдущий состав непрофессиональным.
Но «Оппозиционный блок», несмотря на эти заявления Валерии Гонтаревой, предложил включить в Совет Ирину Акимову, которая с 2010 года по сентябрь 2015-го входила в Совет НБУ по квоте президента Виктора Януковича. Меньше месяца назад Ирина Акимова говорила, что считает подобное заявление главы НБУ «абсолютно несправедливым».
Самовыдвиженцем сейчас стал Виталий Ломакович, который работал в Совете по квоте Верховной Рады с 1 апреля 2014 года. «Предложение по моей кандидатуре пока носит скорее формальный характер, соответственно, мое возвращение в Совет НБУ еще под вопросом. К сожалению, партийные квоты никуда не делись, и здесь главное — не профессиональные качества, а „близость“ к тем, кто „решает“. Что касается комментариев Валерии Гонтаревой, то в прежнем Совете были разные люди. К некоторым из них, конечно, возникали вопросы — как они там оказались. Но в целом Совет работал конструктивно и был абсолютно рабочим органом, часто давал достаточно здравые советы и рекомендации правлению НБУ. Другое дело, что не всегда к ним прислушивались», — заявил Виталий Ломакович.
Радикальная партия Олега Ляшко предложила включить в Совет НБУ экс-замглавы НБУ Веру Рычаковскую. Она проработала в Нацбанке 21 год и ушла из центробанка в октябре 2014-го — спустя четыре месяца после того, как в НБУ пришла Валерия Гонтарева. Госпожа Рычаковская курировала вопросы финансовой отчетности, денежного оборота, автоматизации банковских процессов и платежных систем. 16 октября 2014 года НБУ объявил об увольнении Веры Рычаковской «в связи с ее выходом на пенсию». Иначе Вера Рычаковская подпадала бы под люстрационную проверку в связи со вступлением в силу закона «Об очищении власти».
«Народный Фронт» выдвинул кандидатуру экс-директора генерального департамента денежно-кредитной политики, экс-члена правления Нацбанка Елены Щербаковой, которая проработала в НБУ порядка 20 лет и ушла в декабре прошлого года «по собственному желанию». Негативно в отношении Елены Щербаковой был настроен МВФ.
«Самопомич» предлагает кандидатуру Татьяны Унковской. Согласно открытым данным, она главный консультант Экспертно-аналитического центра аппарата Совета НБУ. Но в НБУ пока не подтвердили и не опровергли, что она работает у них, возможно, работала ранее.
Депутаты ценят разнообразие
Кандидатом от Радикальной партии Олега Ляшко также стал президент Украинского общества финансовых аналитиков Юрий Прозоров.
«Я — один из немногих кандидатов, кто имеет реальный опыт работы в структуре Совета НБУ, в банках и с банковскими аудиторами, являюсь специалистом в монетарной политике и при этом не теоретик, а человек с рынка. И по-человечески мне жалко гривну и украинцев, нищающих с каждым витком девальвационно-инфляционной спирали, которые поверили в Революцию Достоинства», — говорит Юрий Прозоров.
Члены комитета также обсудят кандидатуру так называемого министра финансов оппозиционного правительства Виктора Скаршевского («Оппозиционный блок»), главы набсовета Национального депозитария Романа Сульжика, ранее получившего опыт работы на Московской бирже (выдвинут депутатами Владимиром Арьевым и Павлом Ризаненко), заведующего кафедрой экономической теории Тернопольского национального экономического университета Виктора Козюка (выдвинут Русланом Демчаком), а также члена редакционного совета сайта VoxUkraine Тимофея Милованова (предложен фракцией «Самопомич»). Есть среди претендентов и депутат Верховной Рады VII созыва Андрей Сенченко, который был замглавы комитета по вопросам налоговой и таможенной политики. Его предложила «Батькивщина».
Руслан Демчак, предложивший кандидатуры Виктора Козюка и Юрия Блащука, заявил, что они «специалисты, которых знает и рекомендует рынок». «Оба кандидата свободно владеют английским языком. Сегодня это уже скорее типичная общеевропейская компетенция для специалистов такого уровня. Однако можно отметить, что это дополнительное преимущество в ракурсе интеграции Украины в европейское политическое, экономическое пространство, и в контексте сотрудничества НБУ с МВФ и Всемирным банком», — заявил Руслан Демчак.
Как сообщили собеседники издания, в списке был еще президент ИГ «Универ» Тарас Козак, но он отозвал свою кандидатуру. Сам Тарас Козак отказался прокомментировать причину.
С рынка по нитке
И хотя в публичной сфере депутаты до сих пор не называли кандидатов в члены Совета НБУ, участники «конкурса» говорят о жестком отборе. «Поверьте, там тоже был очень серьезный предварительный отбор», — утверждает Юрий Прозоров.
«Мое вхождение в Совет маловероятно. Но мне предложили выдвинуть свою кандидатуру, и я согласился. Для меня это лакмусовая бумажка, которая покажет, насколько Украина готова к переменам», — говорит Роман Сульжик.
Некоторые претенденты весьма скептически оценивают возможность влияния Совета НБУ на политику регулятора. «В ситуации, когда квота от президента будет заполнена людьми Валерии Гонтаревой, этот орган на следующие семь лет прогнозируемо будет „ручным“, и не будет никакой оппонирующей роли по отношению к главе НБУ, а это, поверьте, очень важно», — говорит Виталий Ломакович.
«Я довольно скептически отношусь к возможности Совета влиять на решения правления. Руководство регулятора — это пилот самолета, который держит штурвал. Совет Нацбанка может предлагать стратегию на горизонте трех-пяти лет, но тактические решения принимает тот, кто держит штурвал. Я считаю, что украинскому рынку необходима валютная либерализация, нужно отменять декрет о валютном регулировании, нужна свобода движения капитала. Но внедрять это сейчас нет политической воли. Гораздо удобнее иметь Нацбанк, который может управлять рынком в ручном режиме», — отмечает Роман Сульжик.
Хотя разные точки зрения могли бы держать НБУ в тонусе. «Думаю, что разногласия и противоречия между Советом НБУ и правлением могут быть полезны в рамках подготовки тех или иных решений. Если же есть принятое решение, то дальше его нужно претворять в жизнь. Например, основные принципы денежно-кредитной политики разрабатываются и принимаются Советом, а реализовываются правлением. При этом глава НБУ — член Совета и, безусловно, на этапе подготовки и обсуждения будет проходить обмен мнениями», — говорит Артемий Ершов.