Валютные заемщики наконец-то смогут получить возможность рассчитаться с долгами по кредитам. Правительство утвердило пакет законопроектов, нормы которых дают право на добровольной основе реструктуризировать валютную задолженность физических и юридических лиц. Речь идет как о списании долгов, так и о пролонгации сроков кредита, пересмотре ставки. Для должников и кредиторов также предусмотрен ряд налоговых стимулов. Таким образом, банки смогут реструктуризировать более 200 млрд гривен проблемных долгов. В то же время, пока государство думало над урегулированием проблемы, финучреждения в индивидуальном порядке ее уже решали.
Не прошло и семи лет, как государство решилось на урегулирование проблемы с валютными ипотечными долгами и кредитной задолженностью предприятий. Правительство признало, что девальвация в 2008 и в 2014 годах привела к значительному удорожанию обслуживания кредитов, результатом чего стали массовые неплатежи. Кабмин утвердил пакет законопроектов, который дает возможность валютным ипотечным заемщикам в течение трех лет с момента принятия норм парламентом провести реструктуризацию своих кредитов.
Данный законопроект, разработанный Независимой ассоциацией банков Украины, НБУ и депутатами, был готов еще в октябре. Как сообщалось, его нормы даже были согласованы с МВФ, хотя ранее Фонд был категорически против подобных предложений. Минфин же делал акцент на финансовой реструктуризации предприятий.
«Но когда мы собрались выносить свой законопроект в Кабмин, премьер-министр нас спросил: а где же физлица? Вот почему только сейчас вынесли пакетом все документы», — рассказал собеседник в Минфине.
Индивидуальный подход
Первый законопроект из пакета предполагает дифференцированный подход к решению проблемы долгов по ипотеке, с учетом категории заемщика и имущества, приобретенного за счет валютного кредита. Исходя из этого, определяется и часть долга, которая будет подлежать списанию. Кредитные обязательства предложено перевести с иностранной валюты в гривну по курсу НБУ на дату реструктуризации.
Физлицам, имеющим единственное жилье, банк простит не менее 25% долга. 50% планируется списать заемщикам, которые имеют единственное социальное жилье. Под эту категорию подпадают квартиры площадью до 60 кв. м и дома площадью до 120 кв. м. Такой же объем списания будет распространяться на инвалидов 1 группы, участников АТО, ветеранов, многодетные семьи.
100% прощения от кредитора получат наследники погибших участников АТО, а также заемщики-военнослужащие, получившие во время проведения антитеррористической операции инвалидность 1 группы и владеющие единым социальным жильем. Право на реструктуризацию будут иметь граждане при ряде условий: долг на 1 января 2015 года не должен превышать 2,5 млн гривен по курсу Нацбанка, срок возврата задолженности на 1 января 2014 года не наступил, и заемщик на тот момент не должен иметь просроченных платежей.
Списанный объем долга правительство предлагает не облагать налогом на доходы физлиц.
«То есть, если долг до 2,5 млн гривен, и человек договорился с банком, например, на 300 тыс. списания, то это будет считаться доходом, но не будет налогооблагаться», — пояснили в Минфине.
Однако будет ли эта норма распространятся исключительно на реструктуризацию в рамках предложенного Кабмином закона, или на все процедуры, заключенные ранее, пока не понятно.
«Заемщик понес убытки не по своей вине и не по вине банка, за все происходящее несет ответственность государство. Государство за все время не оказало поддержки, так за что здесь платить физлицу?» — удивляется координатор Комитета по вопросам защиты прав кредиторов НАБУ Инна Богатых.
По словам министра финансов Натальи Яресько, право реструктуризации валютных кредитов должно быть предоставлено не «богатым гражданам и спекулянтам», а тем украинцам, которые брали заемные деньги на приобретение единственного жилья. Количество семей, подпадающих под нормы законопроекта, по ее данным, составляет 37 тыс. Реструктуризации подлежит 20 млрд гривен или 40% в общем портфеле валютной ипотеки физлиц.
Напомним, принятый в июле под давлением активистов законопроект № 1558-1 предусматривал реструктуризацию всех потребительских кредитов путем пересчета обязательств в гривну по официальному курсу Нацбанка на дату подписания кредитного договора. Этот законопроект так и не вышел из стен парламента — его не подписал спикер Верховной Рады Владимир Гройсман.
«Сейчас снова начались колебания курса. Задолженность заемщиков, исчисляемая в валюте, увеличивается. Банкам постоянно приходится доформировывать резервы, и убытки системы продиктованы постоянной необходимостью дорезервирования, — отметила Инна Богатых. — Но есть другое „но“. Не все заемщики поддерживают этот вариант законопроекта. Хотя львиная доля ипотеки под эти нормы попадает».
В частном порядке
В то же время, пока государство думало над глобальным решением проблемы, банки самостоятельно пытались ее урегулировать. Как рассказали в пресс-службе UniCredit Bank, еще с начала кризиса 2008 года в банке достаточно оперативно реагировали на потребности заемщиков, соотнося их с реальными возможностями. Первые масштабные реструктуризации, как «массовый продукт», здесь были начаты уже в 2009 году.
«В последующие годы банк разработал целый ряд пакетов по реструктуризации, которые включали в себя различные преференции для добросовестных заемщиков: списание штрафных санкций, прощение части долгов и так далее. Пакетов действительно очень много, более 30, — отметили в пресс-службе банка. — Мы оперативно и максимально лояльно отозвались на ситуацию на валютном рынке».
Как пояснили в банке, для всех клиентов, имеющих валютные ипотечные кредиты, уже более полугода предлагается пакет реструктуризации «50/50». Суть предложения: размер прощения долга банком равен размеру погашения клиентом. За это время около четверти клиентов, имеющих валютную ипотеку, урегулировали свои обязательства.
По словам пресс-секретаря ПриватБанка Олега Серги, проблема с валютными кредитами не стоит для его финучреждения слишком остро, так как на момент роста курса его валютный кредитный портфель не превышал 5%, и это остаток с 2009 года.
«Первые, кто должен думать о реструктуризации кредита, это банк и клиент, не дожидаясь законодательного решения вопроса. И по большинству проблемных кредитов, по которым заемщики хотели решить проблему, они уже давно ее решили», — подчеркнул Серга.
Юрлица получат особое предложение
Для юрлиц-заемщиков правительство предлагает целый ряд возможностей реструктуризировать свою «сверхдолговую нагрузку» — от пересмотра сроков погашения и ставки, списания, предоставления нового финансирования до реорганизации деятельности должника и привлечения новых инвестиций в капитал.
О каком количестве предприятий идет речь, в Минфине не говорят, но под процедуру могут попасть «потенциально жизнеспособные» компании. Активность предприятий, которые имеют временные проблемы с ликвидностью, должна быть подтверждена отчетом независимого аудитора.
Для участников процедуры предполагаются и налоговые стимулы. При прощении части суммы долга бизнес может быть освобожден от уплаты налога на прибыль. Также налоговые органы имеют право списать часть налогового долга пропорционально прощенной кредитором сумме или рассрочить уплату налоговой недоимки, которая возникла в течение 3 лет до начала финансовой реструктуризации.
В законопроекте есть льготы и для кредитора. Операции по реализации имущества, полученного в счет погашения долга, планируется облагать НДС только в части прибыли от следующей продажи такого имущества. Налог на прибыль будет взиматься в части получения возможных доходов от расформирования резервов по реструктуризированным кредитам. Все нормы законопроекта временные — на три года. Таким образом, по словам Натальи Яресько, предприятия смогут реструктуризировать до 200 млрд гривен проблемной задолженности. Это около 25% долгов корпоративного сектора.
Долги имеют все предприятия, которые в докризисных период кредитовались для развития и модернизации производства, отметил первый вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Сергей Прохоров.
«Большие долги, например, у „Укравто“, который делал реконструкцию, но фактически стоит — рынок мертв. 5 тыс. автомобилей в прошлом месяце было продано и 90% из них — импортные, — добавил он. — Ситуация настолько плоха, что нужно уже хоть что-то делать». Реструктуризировать можно сколько угодно, но пока в стране не будет стимулов для привлечения внутренних инвестиций, пока не восстановится внутренний спрос и не откроется доступ к дешевым кредитным ресурсам, толку от таких предложений будет мало.