Укрепление гривны невозможно без проведения ключевых реформ. Пока этого не произойдет, на курс национальной валюты будет влиять целый ряд факторов — от стоимости черных металлов на международном рынке до военных действий в зоне АТО. С учетом этого эксперты прогнозируют, что наличный курс гривны уже в середине 2016 года может ослабеть до 27 грн/доллар.
Тень от экспорта
Наличный курс доллара за ноябрь набрал почти 1,5 гривны — с 24,11 грн/доллар до 25,63 грн/доллар. Курс в продаже на межбанке поднялся с чуть более чем 23 грн/доллар — до 24 грн/доллар. Слабость национальной валюты в целом — результат отсутствия системных изменений в экономике, но серьезных обоснований нынешнему незначительному колебанию гривны нет, говорят эксперты.
Ослабление гривны вызвано рядом факторов, в числе которых и объективные. Например, снижение цен на сырьевые товары на мировых рынках. «Валютные колебания сейчас ощущает на себе большинство развивающихся рынков. Посмотрите, к примеру, как слабеет рубль и казахский тенге. Так происходит из-за снижения цен на ресурсы на международном рынке», — пояснил аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Александр Жолудь.
Эксперт добавил, что для Украины особенно болезненным стало снижение цен на сельхозпродукцию и черные металлы. «На черные металлы цены упали до минимума за 15 лет, что снижает приток валюты от экспорта. Это влияло бы на курс гривны, даже если бы наш экспорт сам по себе не сокращался в объемах, а у нас и это происходит. Что касается сельхозпродукции, то урожай этого года хуже предыдущего, который был по многим показателям рекордным, и мировые цены ниже прошлогодних», — отметил Александр Жолудь.
По информации Национального банка, который ежемесячно предоставляет данные о состоянии платежного баланса страны, за 10 месяцев текущего года объем экспорта снизился на 32,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным за октябрь, сокращение составило 23,3% по сравнению с октябрем 2014 года. Объемы снизились по всем основным группам товаров. Экспорт черных и цветных металлов упал на 35,6%, продовольственных товаров (в том числе зерновых) — на 12%, продукции машиностроения — на 26,5%, химической промышленности — на 14,9%, а минеральных продуктов (в том числе руд) — на 37,1%.
Приток валюты на внутренний рынок от экспортеров особенно важен из-за действия валютных ограничений в стране. Так, экспортеры обязаны продавать на межбанковском рынке 75% своей выручки. Из этих продаж во многом формируется тот объем валюты, который покупают импортеры для оплаты своих операций.
С одной стороны, нынешнее ослабление гривны на руку экспортерам — они заинтересованы продавать товары по более высокому курсу зарубежных валют, тогда как импортеры от этой ситуации, наоборот, страдают. «Металлургия в Украине — экспортно-ориентированная отрасль, и если бы не девальвация национальной валюты, она бы при таких ценах на мировых рынках вовсе остановила бы свою работу», — рассказал бывший исполнительный директор Федерации металлургов Украины Сергей Притоманов.
Но пока объемы экспорта не растут, несмотря на слабую национальную валюту. Эксперты объясняют это структурными проблемами экспортно-ориентированных отраслей и тем, что Украине в целом стоит переориентироваться с экспорта сырья на вывоз готовой продукции.
«Наращивать экспорт для укрепления гривны необходимо, но точно не за счет металлургического комплекса, — считает генеральный директор Украинской ассоциации предприятий черной металлургии Дмитрий Белокуров. — Этот комплекс должен работать на внутренний рынок. К примеру, для обеспечения машино-, судно- и станкостроительных отраслей. Торговать нужно не металлопрокатом, а изделиями».
По мнению эксперта, для перехода к другому виду экспорта стране необходимы изменения на трех уровнях. Сначала нужно создать долгосрочную программу социально-экономического развития Украины, далее — программу развития отрасли народного хозяйства, которая сформирует основу для социально-экономического развития. И третье — разобраться с внутренним рынком, расставить приоритеты для отраслей: на какой рынок, какая отрасль ориентирована и каков его объем.
Что касается цен на сельскохозяйственную продукцию на международном рынке, то в сравнении с прошлым годом они упали ориентировочно на $30 за тонну. «Для страны, которая экспортирует до 30 млн тонн сельскохозяйственной продукции в год, это огромная потеря в доходах», — заявил генеральный директор зерноторговой компании ООО СП «Нибулон» Алексей Вадатурский. По словам зернотрейдера, кроме падения цен на мировых рынках, на приток валюты в страну серьезно влияют действующие валютные ограничения.
Перекрытый поток
В НБУ ранее обещали, что валютные ограничения, которые проявляются, в том числе, и в отсутствии доступа бизнеса к кредитованию на выгодных для инвестирования условиях, могут быть постепенно сняты в середине 2016 года. Обещали, правда, с оговоркой: «при благоприятных условиях».
«Похоже, в ближайшем будущем либерализация будет очень незначительной, так как никаких предпосылок для улучшения текущей экономической ситуации не предвидится», — отметил главный эксперт отдела операций на валютном и денежном рынках «ОТП Банка» Никита Машков.
О том, что не стоит ожидать валютной либерализации в скором времени, заявил также и Алексей Вадатурский: «Откуда возьмутся благоприятные условия и хорошие показатели, если нет реформ? Западные банки сейчас смотрят на Украину, как на страну в преддефолтном состоянии, что выливается в ограничения кредитов и финансирования. Мы работаем с 15 зарубежными банками и хорошо чувствуем их настроения».
В таких условиях, по словам директора Центра CASE-Украина Дмитрия Боярчука, украинцам можно готовиться к ослаблению гривны с темпами падения 50 копеек в месяц. «Остановить тенденцию сможет новый драйвер роста. Но поскольку ресурсные цены падают, то можно рассчитывать только на внутренний источник. А внутренний источник роста уж очень сильно зависит от успешности реформ», — отметил эксперт.
Сфер, вопросов и отраслей, нуждающихся в реформировании — огромное количество, говорят аналитики. Боярчук выделил несколько направлений, приоритетных для изменений в ближайшем будущем: активная борьба с коррупцией на всех уровнях, судебная реформа, усиление прав собственности, устранение разного рода дисбалансов по типу заниженных тарифов или кросс-субсидирования, а также полноценная независимоть НБУ от всех ветвей власти.
На отсутствие реформ как на «главное зло» для курса национальной валюты также указывает управляющий партнер инвесткомпании Capital Times Эрик Найман: «Например, нет реформ в прокуратуре и бюджетной сфере — нет денег МВФ. Нет реформ НАК „Нафтогаз Украины“ — нет денег ЕБРР на закупку газа. Опять чиновники свои проблемы перекладывают на бизнес и простых людей, ведь за отсутствие реформ все мы платим скачком курса доллара и новым витком инфляции».
Не реформами едиными
В то время как цены на ресурсы на международном рынке остаются низкими, а реформы неактивны, на курс национальной валюты дополнительно влияют и другие факторы. Среди наиболее значимых — выплаты Фондом гарантирования (ФГВФЛ) вкладчикам банков в состоянии ликвидации. Другими словами, курс гривны ослабляют те деньги, которые украинцы, получив в качестве гарантированных выплат, несут на «черный» валютный рынок или в банковские обменные пункты.
На днях в Фонд пришел очередной транш от Министерства финансов на сумму 2 млрд грн для обеспечения выплат. Всего за 2015 год ФГВФЛ получил от министерства около 32,5 млрд грн кредитов в виде ОВГЗ. Впрочем, несмотря на внушительные цифры, эксперты влияние ФГВФЛ считают все же преувеличенным. «Выплаты ФГВФЛ, конечно, влияют на курс, но не так серьезно, как считают. Эту причину переоценивают в последнее время. Все-таки самый важный фактор на сегодня — это ситуация с экспортом и импортом в стране», — подчеркнул Александр Жолудь.
«Выплаты ФГВФЛ — это только часть истории. К примеру, на счетах казначейства на начало ноября было около 40 млрд грн остатков, которые сформировались благодаря преимуществу роста доходов над расходами из-за инфляции. Эти деньги нужно потратить до конца года. Кроме ФГВФЛ еще есть много других объемов „впрыскивания“ гривны», — дополнил Дмитрий Боярчук.
Кроме того, в следющем году список ликвидируемых финучреждений может пополниться новыми банками, а значит и по ним начнутся выплаты Фонда гарантирования. Среди требований НБУ к небольшим банкам есть обязательная докапитализация к середине следующего года. Таким ожиданиям далеко не все банки смогут соответствовать. Этот фактор окажет свое влияние на курс гривны, но снова некритичное. «Если в Фонд гарантирования вкладов все-таки попадет еще несколько небольших банков, то это не станет таким гигантским „триггером“ допэмиссии национальной валюты, как выплаты по „Дельта Банку“ и банку „Финансы и кредит“», — пояснил начальник отдела стратегического планирования UniCreditBank Егор Перелыгин.
По его словам, процесс «чистки» рынка подходит к завершающей стадии: «Требования к докапитализации могут повлечь проблемы для многих банков, но все они будут стараться договориться с НБУ — система в целом очень недокапитализирована».
Среди факторов, котрые дополнительно провоцируют незначительные колебания гривны, есть и ожидание принятия бюджета Украины на 2016 год. Но как только закон будет принят, а это, по прогнозу, произойдет в течение декабря, данный фактор потеряет свою силу. В доработанном проекте государственного бюджета страны на 2016 год Министерство финансов закладывает среднегодовой официальный курс гривны на уровне 24,1 грн/доллар и 24,4 грн/доллар к концу следующего года.
Помимо финансово-экономической ситуации, на курс национальной валюты влияет ситуация в зоне АТО. Любое сообщение об активизации боевых действий зачастую провоцирует беспокойство украинцев, один из результатов которого — очереди в обменники. «Курс гривны также активно реагирует на возобновление обстрелов на оккупированных территориях, а именно это и происходило в последние дни», — объяснил Александр Жолудь незначительные колебания национальной валюты за минувший месяц.
Падение неизбежно
Аргументом в пользу того, что нынешние колебания гривны всего лишь временное явление, являются последние действия НБУ, считают эксперты. В течение ноября регулятор провел 10 валютных аукционов по продаже валюты банкам в общей сложности на сумму $126,8 млн. За каждый аукцион НБУ удавалось продать финучреждениям разный объем валюты: от $2,8 млн до $21,2 млн в зависимости от спроса. «Видимо, регулятор в скором времени ожидает притока валюты, и тогда прекратит проводить аукционы, — отметил Александр Жолудь. — Это могут быть транши от международных финансовых организаций — деньги ЕБРР и МВФ, которые пока так и не поступили».
По мнению главного эксперта отдела операций на валютном и денежном рынках ОТП Банка Никиты Мишакова, НБУ применяет этот инструмент для сдерживания процесса резкой девальвации гривны: «Однако на общие тенденции падения курса нацвалюты он повлиять не сможет».
При сохранении нынешнего уровня волатильности национальной валюты на январь следующего года МЦПИ прогнозирует межбанковский курс доллара около 23,5 грн/доллар. Среднегодовой прогноз составляет 24 грн/доллар, тогда как к концу 2016-го национальная валюта незначительно ослабеет — до 25 грн/доллар.
Что касается наличного курса, то по прогнозу Егора Перелыгина, национальная валюта до конца этого года продержится на уровне около 25,5 грн/доллар. В 2016 году из-за давления на гривну, наличный курс уже во II-III кварталах может опуститься до 27-27,5 грн/доллар. Влияние на национальную валюту будут оказывать все те же факторы, что и сейчас. А именно — нерешенные проблемы украинского экспорта, скрытые эмиссии для НАК «Нафтогаз Украины» и ФГВФЛ, а также отсутствие реальных реформ в целом.