В течение последних недель курс гривны по отношению к основным иностранным валютам продолжает снижаться, несмотря на отсутствие серьезных финансово-экономических причин. Более того, правительство и Нацбанк предприняли важные меры для стабилизации валютного рынка, в частности путем увеличения в несколько раз международных золотовалютных резервов, реструктуризации и списания части госдолга, а также получения двух кредитных траншей от МВФ. Однако гривну такие аргументы, очевидно, не убедили. На межбанке нацвалюта торгуется уже около 25 грн/доллар, тогда как на черном рынке цена еще выше.
Конечно, объективные причины девальвации существуют. Среди них можно выделить избыток гривневой массы на валютном рынке, который порождает избыточный спрос на доллар и евро. Эта «излишняя» денежная масса высвободилась в результате двух процессов. Первый — это местные выборы, во время которых политики потратили миллиардные ресурсы, а второй связан с выплатами Фонда гарантирования вкладов, который за 2014-2015 гг. вернул физическим лицам почти 60 млрд грн. Кроме того, за последнее время Украина значительно сократила объемы своего экспорта, что автоматически порождает дефицит иностранной валюты.
Названные факторы играют важную роль в обесценивании гривны, но они не являются системными причинами, определяющими динамику падения курса в долгосрочной перспективе. Однако гривна все же девальвирует, и это отражается на прогнозных курсах, которые закладываются в бюджет. Если на текущий год было заложено курс чуть выше 22 грн/доллар, то на следующий — более 24 грн/доллар. И это в условиях, когда падение украинской экономики замедлилось, а в 2016 году даже ожидается небольшой рост. Так что же является тем фактором, который стабильно негативно влияет на гривну?
Все хорошо помнят, как сравнительно недавно доллар стоил больше 30 гривен. Тогда это объясняли в основном психологическими мотивами, в частности паникой среди населения, вызвавшей ажиотаж вокруг спроса на валюту. Как только панические настроения угасли, курс гривны постепенно стабилизировался. Но в нашем случае неэкономические факторы, похоже, имеют не только краткосрочное, но и долгосрочное влияние на финансовый рынок. Ведь даже в самых трудных экономических ситуациях доверие бизнеса и граждан к банковской системе и политике правительства способно поддерживать относительную стабильность валютного рынка. У нас же ни бизнес, ни население не станут конвертировать доллары или евро в гривну без крайней необходимости, поскольку уверенность в том, что завтра не случится экономический коллапс, практически равна нулю. Украинская экономика, таким образом, является крайнее непредсказуемой, а потому не способна заручиться доверием субъектов хозяйствования и рядовых держателей иностранных банкнот. В конце концов, общество просто не верит в реализацию правительственной программы экономического оздоровления страны, что не только уничтожает авторитет национальной валюты, но и делает невозможным любую модернизацию экономики в целом. Поэтому чем дольше реформы будут стоять на месте, тем больше будет расти недоверие граждан, а значит стремительнее и необратимее падать гривна.
Возвращать доверие и уверенность общества следует немедленно, и хорошим началом могло бы стать скорейшее принятие бюджета на следующий год.