Максимальный размер страховой выплаты по упрощенной системе европротокол увеличится вдвое — с 25 до 50 тыс грн на каждого потерпевшего в ДТП.
Соответствующее распоряжение приняли на заседании Нацкомфинуслуг. «Это решение было принято после изучения статистики выплат по европротоколу, и многочисленных обращений страховщиков и Моторного (транспортного) страхового бюро Украины», — сообщил «Капиталу» член Нацкомфинуслуг Александр Залетов. По его словам, документ теперь должен быть согласован Минюстом. Новые лимиты по европротоколу начнут действовать с 1 февраля 2016 года.
Без полиции
В сентябре исполнилось четыре года с момента введения в Украине системы европротокола — механизма, который позволяет потерпевшим в ДТП самостоятельно, без полицейских, оформлять документы на выплаты по ОСАГО.
Подписав европротокол, водители могут получить страховые выплаты, не вызывая патрульных на место ДТП. Еще один плюс — европротокол позволяет избежать административной ответственности за порчу чужого имущества в результате ДТП, так как патрульные факт аварии не фиксируют.
Европротокол действует только в случае, если авария не причинила вреда жизни и здоровью людей, водители не были «под мухой», имели страховки ОСАГО и сошлись во мнении по поводу причины аварии, виновника ДТП, а также суммы ущерба. Бланки европротоколов водители получают вместе с полисами «автогражданки» (ОСАГО).
По данным МТСБУ, за 9 месяцев 2015 года количество дел по ОСАГО, урегулированных с помощью европротоколов, выросло почти на четверть — с 7,2 до 8,9 тысяч. Но доля таких дел в общем объеме страховых выплат все еще слишком мала — чуть больше 12%.
«Это обусловлено рядом причин. Первая — автолюбители опасаются, что максимальной страховой суммы по европротоколу в размере 25 тыс грн может не хватить для ремонта поврежденного авто. Вторая — люди боятся, что из-за некорректного заполнения бланка протокола им откажут в выплате», — говорит президент МТСБУ Юрий Гришан.
Лучше больше
Гришан считает, что увеличение размера выплат по европротоколу развеет страхи многих водителей. «Страхователь, зная, что лимит суммы увеличен, станет увереннее пользоваться европротоколом и будет сознательно подходить к выбору страховой компании», — уверен он. Это мнение разделяет и гендиректор МТСБУ Владимир Шевченко.
По его словам, рост количества урегулированных страховых событий с помощью европротокола уменьшит заторы на дорогах, создаваемые на время ожидания участниками ДТП сотрудников полиции и оформления ими документов.
«Уменьшатся также нагрузки на судебную систему, поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях занимает значительную долю в деятельности судов», — говорит Владимир Шевченко.
Первый вице-президент компании «АХА Страхование» Андрей Перетяжко считает, что страховой суммы в 50 тыс гривен будет достаточно для того, чтобы покрыть две трети всех городских аварий. Однако, по его мнению, удвоение лимитов выплат не создаст ажиотажного спроса водителей на европротоколы. «Главная причина их недоверия к упрощенной системе оформления страховых выплат — это нежелание некоторых страховщиков платить по своим обязательствам. Вплоть до судебных разбирательств. И это пугает страхователей», — отмечает Перетяжко. Решить эту проблему, по его словам, возможно лишь почистив страховой рынок, где 20-30% участников ведут себя недобросовестно.
Что касается ожидаемого с июля повышения лимитов выплат по «автогражданке» (до 100 тыс. грн за ущерб, нанесенный имуществу потерпевших в ДТП, и до 200 тыс. грн — за вред, причиненный их жизни и здоровью), то в Нацкомфинуслуг этот вопрос пока что не комментируют. Комиссия ждет разъяснений от Минюста по вопросу: имеет она право самостоятельно повышать лимиты на полисы ОСАГО, или нет.