Лизингополучатели теперь будут лучше понимать, за что с них берут деньги. Новые требования к договорам финансового лизинга внесены в положение «О предоставлении отдельных финансовых услуг юридическими лицами-субъектами хозяйствования, которые по своему статусу не являются финучреждениями», принятое на последнем заседании Нацкомфинуслунг.
«В комиссию поступает много жалоб лизингополучателей, в том числе и физлиц, на качество договоров лизинга, которые бывают противоречивыми, а их прочтение усложняется большим объемом текста, напечатанного мелким шрифтом», — говорит член Нацкомфинуслуг Александр Залетов. Поэтому в комиссии решили ввести единые требования для всех договоров лизинга.
Не мелким почерком
Новое положение предусматривает наличие в каждом договоре графика погашения лизинговых платежей с указанием общей суммы, которую должен отдать клиент лизингодателю, а также размера, сроков и количества ежемесячных платежей. Кроме того, в документе должен быть указан перечень и ориентировочная сумма дополнительных взносов клиента по договору лизинга, таких, как: оплата услуг регистратора, нотариуса, оценщика, страхование.
Еще одним обязательным условием договора лизинга является предупреждение о валютных рисках, которые могут повлиять на выполнение обязательств клиентом. Речь идет о процентных ставках и (или) размере лизинговых платежей в случае изменений официального курса гривны.
Регулятор также запрещает усложнять клиенту прочтение текста договора лизинга, печатая его неразборчиво, в том числе шрифтом, меньшим чем 12 кегль.
«Эти требования положительно скажутся на рынке, — считает эксперт по вопросам лизинга Руслан Сивопляс, — Добросовестные лизинговые компании их давно соблюдают, а недобросовестным придется менять подходы к работе или уходить». Хотя, отмечает Руслан Сивопляс, некоторые требования нового положения вызывают вопросы.
Слишком холодно
Например, эксперты не согласны с указанным в положении «периодом охлаждения» — сроком, в течение которого клиент может отказаться от договора лизинга, если не получил предмет лизинга (чаще всего это — авто). Нацкомфинуслуг определила, что отказаться от договора можно в течение 14 дней. «Подобная практика существует на финансовых рынках многих стран, в том числе в соседних государствах. Если потребителя лизинговых услуг ввели в заблуждение, он имеет право, подумав, отказаться от таких услуг», — считает Александр Залетов.
По словам директора ассоциации «Украинское объединение лизингодателей» Марины Масич, подобный подход противоречит лизинговому законодательству, поэтому ассоциация будет настаивать на его отмене. «Договор лизинга — не платье, которое сначала купил, а потом отнес в магазин и сдал. Лизинговые компании не смогут сдать предмет лизинга по прежней цене поставщику после отказа клиента, что приведет к значительному усложнению бизнес-процессов», — объясняет Марина Масич.
Хотя, по словам страхового брокера Ибрагима Габидулина, для потребителей будет только польза, если все требования лизингодателей станут прозрачными и появится время на раздумье, так как на рынке сегодня работает много псевдолизинговых фирм, которые заведомо дурачат клиентов.
Меньше бумажек
В то же время новое положение предусматривает ослабление требований регулятора к лизинговым компаниям. К примеру, чтобы попасть в госреестр финучреждений, который ведет Нацкомфинуслуг, лизингодателям не потребуется предоставлять регулятору кипы всевозможных справок — достаточно одного заявления. «Это нормальный, европейский подход к регулированию, с которым мы согласились», — говорит Марина Масич.
А вот с чем лизинговые компании категорически не согласны, так это с нормой положения, согласно которой за пару выявленных нарушений комиссия может исключить лизинговую компанию из реестра финучреждений без права на восстановление в нем в течение 6 месяцев. «Кто даст гарантию, что у чиновников в будущем не возникнет соблазна шантажировать компании, вменяя им в вину 1-2 незначительных нарушения? И люди вынуждены будут откупаться, потому что те могут заставить сидеть 6 месяцев без дела сотни специалистов, тем самым загубив бизнес», — уверена Марина Масич. В качестве примера она приводит случай, когда несколько лет назад из-за путаницы в работе комиссии без лицензии осталась крупная лизинговая компания («дочка» международной финансовой группы) в день, когда ЕБРР ей выделил миллионные инвестиции. Поднялся международный скандал. «Поэтому даже если у компании выявлены нарушения и ее исключили из реестра, она должна иметь право восстановиться в нем сразу после их устранения, не через полгода», — считает Марина Масич.
По словам директора Porsche Finance Group Андреаса Целлера, специалисты работают над этим документом в течение последних нескольких лет, меняя его в соответствии с потребностями рынка и задач, которые ставятся перед регулятором. Поэтому в положение еще могут быть внесены изменения.
Но основных перемен на рынке лизинга эксперты ждут все же не в связи с новым положением, а от нового лизингового законодательства. В частности, сегодня подготовлено три законопроекта, которые, в случае их принятия, смогут существенно изменить правила игры на рынке лизинга. Например, ввести уголовную ответственность за кражу предметов залога, отменить лицензирование лизинговых компаний и даже исключить их из реестра финучреждений как не связанные с финансовыми услугами компании. Однако пока что ни один из законопроектов парламентариями рассмотрен не был.