Несмотря на кризис, украинским авиакомпаниям постепенно становится «легче дышать». Благодаря введению санкций против российских авиаперевозчиков, им удалось избавиться от конкурентов из России. В преддверии введения безвизового режима с ЕС, это позволит украинскому авиарынку «нарастить мышцы» перед ожидаемой борьбой с европейскими конкурентами.
Россия «помогла»
В декабре этого года все украинские аэропорты, за исключением «Симферополя», планируют принять около 3,4 тыс. регулярных пассажирских рейсов. Об этом свидетельствуют данные специализированного онлайн-ресурса flightmapsanalytics.com. Это примерно на 6% меньше, чем в декабре прошлого года.
Падение числа полетов связано с уходом с украинского рынка всех российских авиакомпаний. В октябре официальный Киев запретил полеты порядка 20 российским перевозчикам в Украину из-за того, что они выполняли рейсы в оккупированный Крым. Позже Россия ввела контрмеры и отменила украинские рейсы на свою территорию. В ответ Украина запретила российским авиакомпаниям транзитные полеты над своей территорией, в том числе под ограничения попал UTair.
Примечательно, но даже без санкций список летающих в Украину российских авиакомпаний мог бы стать меньше. В октябре текущего года в России из-за плачевного финансового состояния прекратила полеты одна из крупнейших авиакомпаний этой страны «Трансаэро». Она летала в Украину в аэропорты «Киев» и «Одесса».
Всего, по состоянию на декабрь 2014 года, в «континентальные аэропорты» Украины летали такие российские авиакомпании как «Аэрофлот» (397 рейсов), «Трансаэро» (69) и S7 (51). В совокупности на этих трех перевозчиков тогда приходилось около 14% от всех регулярных пассажирских рейсов из украинских аэропортов.
Спасибо и остальным
Примечательно, но «легче дышать» украинским авиакомпаниям стало не только из-за санкций против России. Финансовые проблемы и споры с авиационными властями других стран также в некоторой степени расчистили им небо. В частности, в ноябре из-за тяжелого финансового состояния прекратила полеты эстонская авиакомпания Estonian Air, которая летала в Киев из Таллинна. Правда, пока что вместо нее по этому маршруту летает словенская авиакомпания Adria Airways. Кроме того, еще в мае текущего года из-за неурегулированности частотности полетов между Украиной и Узбекистаном прекратил летать в Украину перевозчик Uzbekistan Airways.
Также весной ушла с рынка авиакомпания Wizz Air Ukraine. Причин прекращения полетов было несколько, в частности, нестабильность гривны и ситуации на востоке Украины. По нескольким маршрутам Wizz Air Ukraine продолжила летать венгерская авиакомпания Wizz Air Hungary. Она ранее выполняла полеты из Украины в Будапешт и Лондон и входила вместе с Wizz Air Ukraine в Wizz Air Holdings. Однако если в декабре прошлого года на обоих перевозчиков приходилось 186 рейсов из Украины, то уже в нынешнем декабре — только 94.
С плюсом
В выигрыше от перипетий на украинском авиарынке оказалось три авиакомпании. Во-первых, это «Международные авиалинии Украины». За год ей удалось нарастить число рейсов почти на 24%. Если в декабре прошлого года она выполнила, по данным flightmapsanalytics.com, чуть более 1240 регулярных пассажирских рейсов из аэропортов Украины, то в декабре этого года их ожидается 1540.
Во-вторых, существенно нарастить число рейсов удалось запорожской авиакомпании «Мотор Сич». В прошлом году она летала по трем маршрутам — из Киева в Запорожье и Ужгород, а из Запорожья — в Москву. В этом году после увеличения частотности полетов по Украине и закрытия российского рынка перевозчик начал летать по направлению Запорожье-Минск. В результате число рейсов удалось нарастить на 33% — до 152 в декабре 2015 г. Как следствие, перевозчик смог даже попасть в ТОР-5 авиакомпаний, выполняющих рейсы из украинских аэропортов.
Третьим выигравшим стал перевозчик «Белавиа». После запрета на полеты между Украиной и Россией, рейсы через аэропорт Минска, который является базовым для этой фирмы, стали самыми короткими по времени для полетов между этими странами. В результате за год «Белавиа» нарастила число рейсов из Украины в 2,2 раза — до 139 в декабре 2015 г. Если в прошлом году этот перевозчик летал в Минск только из киевского аэропорта «Борисполь», то уже в декабре этого года он стал выполнять рейсы из второго столичного аэропорта — «Киева», а также из аэропортов Одессы и Харькова. Такое расширение полетов позволило «Белавиа» также попасть в ТОР-5 авиакомпаний, летающих из украинских аэропортов.
Кроме того, стоит добавить, что в 2015 году на украинском авиарынке начала полеты новая авиакомпания — Atlasjet Ukraine. Она сейчас летает из Львова, Харькова и Запорожья в Стамбул (Турция).
ТОР-20 авиакомпаний по числу полетов из украинских аэропортов
Вся Украина | Декабрь 2015 г. | Декабрь 2014 г. |
«Международные авиалинии Украины» | 1540 | 1243 |
«Днеправиа» | 228 | 367 |
Turkish Airlines | 218 | 187 |
«Мотор Сич» | 152 | 114 |
«Белавиа» | 139 | 62 |
Lufthansa | 134 | 135 |
Austrian Airlines | 105 | 94 |
LOT Polish Airlines | 105 | 99 |
Wizz Air | 94 | 33 |
Pegasus Airlines | 57 | 49 |
airBaltic | 53 | 52 |
Air France | 48 | 61 |
Atlasjet Ukraine | 46 | 0 |
flydubai | 44 | 48 |
EL AL | 37 | 35 |
CSA | 36 | 16 |
Air Arabia | 31 | 31 |
KLM | 31 | 31 |
British Airways | 30 | 26 |
Azerbaijan Airlines | 25 | 21 |
Другие | 272 | 927 |
Источник: flightmapsanalytics.com
Загадочное будущее
Вместе с тем мнения экспертов и участников авиарынка разделились в прогнозах относительно того, какие перевозчики начнут полеты в Украину в 2016 году. Директор консалтинговой компании Style Avia Евгений Хайнацкий заявил, что пока что рано давать прогнозы о том, какие иностранные авиакомпании начнут полеты в Украину в 2016 году.
«Сейчас могут заявиться на полеты и 100 компаний, но все они будут принимать окончательное решение не раньше весны, когда будет ясность с датой введения безвизового режима с ЕС и возможной либерализацией межправительственных отношений Украины в сфере авиации с другими странами мира», — объяснил он.
Эксперт по транспорту Офиса эффективного регулирования BRDO Сергей Хижняк считает, что если экономическая ситуация в Украине останется в том же состоянии как и сейчас, то о массовом выходе на украинский рынок иностранных авиакомпаний говорить не приходится. «Возможно, будут новые единичные рейсы, как например, уже анонсированный рейс испанского лоукостера Vueling из Рима в Киев (Жуляны)», — предположил он.
Сергей Хижняк отметил, что европейские авиакомпании, как правило, планируют свое расписание на год вперед. «Это связано с планом поставок новых самолетов, подготовкой экипажей, получением необходимых разрешений. Если бы планы были — они были бы уже озвучены, рейсы были бы в расписании и велась продажа билетов», — пояснил он.
По мнению Сергея Хижняка, в целом, украинский рынок остается малопривлекательным для иностранных авиакомпаний по нескольким причинам: низкая покупательная способность, экономический спад, нестабильность обменного курса гривны, визовые ограничения, так и не подписанное соглашение об общем авиационном пространстве с ЕС. «Инвесторы не любят неопределенности, ведь каждый новый рейс требует немалых инвестиций. Понапрасну рисковать своими деньгами никто не будет», — пояснил он.
Также не в пользу Украины играет и оживление мирового авиационного рынка. «Низкая стоимость нефти значительно снизила расходы авиакомпаний, у которых топливо — одна из наиболее ощутимых статей затрат. А это в свою очередь привело к снижению стоимости авиабилетов и росту пассажиропотока. Иностранные авиакомпании получили множество рынков для развития и открытия новых рейсов. Рисковать в Украине им попросту незачем», — отметил Хижняк.
Вместе с тем, исполнительный директор авиакомпании «Аэроджет» Анатолий Мазуренко прогнозирует, что в следующем году в Украину восстановят полеты некоторые европейские авиакомпании, которые ранее отказались от рейсов в нашу страны. «Например, ими могут стать швейцарская авиакомпания Swiss, итальянский лоукостер Meridiana. Вполне возможно, что выйдут и другие европейские лоукостеры. Это связано как с ожидаемой либерализацией визового режима для украинцев в ЕС, так и определенной экономической и политической стабилизацией в Украине», — заявил он.
Кроме того, Анатолий Мазуренко ожидает старта полетов в Украину иранской авиакомпании Mahan Air, которые уже анонсированы по маршруту Тегеран-Киев. «Иранцы видят перспективы в сотрудничестве между Украиной и Ираном. С них снимаются международные санкции, что открывает поле для сотрудничества с остальным миром. В Украине их интересует сельхозпродукция, самолетостроение, военное сотрудничество, в свою очередь они заинтересованы в поставках энергоносителей в нашу страну. Все это повысит деловую активность, а также приведет к росту количества иранских студентов в украинских вузах», — отметил он.
Помимо этого, Анатолий Мазуренко не исключил возвращения в Украину одной из крупнейших авиакомпаний мира — Emirates. Он объяснил это ожидаемым ростом деловой активности.
«У Украины в ближайшее время ожидается интенсификация сотрудничества с арабским миром. Например, контракт с Саудовской Аравией по совместному строительству самолета Ан-132. Этот контракт существенно увеличит пассажиропоток в тот регион. Тем более что и сами Объединенные Арабские Эмираты, „родина“ Emirates, интересуются подобными проектами. Кроме того, ожидается рост туристического потока из Украины в этот регион. Сейчас отмечается падение турпотока из-за низкой покупательной способности, но благосостояние украинцев будет постепенно увеличиваться. Не так быстро, как хотелось бы, но будет», — предположил Анатолий Мазуренко.
Коммерческий директор по авиационной деятельности аэропорта «Харьков» Владислав Ильин предположил, что пассажиропоток будет увеличиваться не за счет выхода новых игроков, а за счет расширения карты полетов из украинских аэропортов уже летающих перевозчиков.
«Вполне возможно, что выйдут какие-то мелкие авиакомпании. Но я склоняюсь к мнению, что рынок если и вырастет, то за счет существующих игроков. К примеру, из аэропорта Харькова уже начала летать белорусская авиакомпания «Белавиа», а с марта начинает выполнять полеты польская авиакомпания LOT, которая сейчас летает в Украину только в «Борисполь», «Львов» и «Одессу», — пояснил он.
В целом Анатолий Мазуренко прогнозирует рост авиаперевозок в 2016 году, особенно во второй его половине, то есть после ожидаемой отмены визового режима Украины с ЕС. «Все будет зависеть от экономической и политической, в том числе военной, ситуации в стране. Но перспективы к улучшению положения дел в авиации прослеживаются», — отметил он.
Евгений Хайнацкий также считает, что в следующем году стоит ожидать роста пассажиропотока из Украины. «Все идет к тому, что будет введен безвизовый режим между Украиной и ЕС. А страны ЕС — это сейчас основной массовый рынок для полетов из Украины», — подчеркнул он.