С февраля 2016 года удвоятся лимиты выплат по полисам ОСАГО: до 100 тыс. грн за ущерб, нанесенный имуществу потерпевших в ДТП, и до 200 тыс. грн — за вред, причиненный их жизни и здоровью. Тарифы повышаться не будут. Об этом «Капиталу» сообщили в Нацкомфинуслуг. «В феврале вырастут лимиты ответственности по полисам „автогражданки“, в том числе лимиты выплат, которые применяются в случае оформления ДТП с помощью европротокола», — сообщил член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.
Долгожданный рост
Распоряжение об увеличении максимальных страховых выплат по полисам ОСАГО комиссия приняла еще 21 июля 2015 года. Планировалось, что новые лимиты начнут действовать с 1 ноября прошлого года.
Но на этапе согласований документа с министерствами и ведомствами вышла загвоздка. Государственная регуляторная служба Украины решив, что Нацкомфинуслуг не наделена полномочиями для пересмотра таких выплат, отказалась согласовать повышение лимитов ответственности по ОСАГО. Между ведомствами возник спор, который пришлось разрешать Министерству юстиции Украины. Проанализировал законодательство, Минюст пришел к выводу, что Нацкомфинуслуг все-таки имеет законное право пересматривать размер тарифов и лимитов выплат по «автогражданке», о чем сообщило участникам спора в декабре 2015-го. Уже 29 декабря регуляторная служба одобрила двойное повышение лимитов выплат по ОСАГО. А заодно и принятое комиссией в ноябре 2015-го распоряжение об увеличении выплат по «автогражданке» с 25 до 50 тыс грн в случаях, когда ДТП оформляется с помощью «европротокола». Последний раз лимиты выплат по ОСАГО повышались больше пяти лет назад — в 2010 году.
Плановые проблемы
Рост максимальной суммы выплат по обязательным полисам ОСАГО вдвое сократит продажи страховок добровольной «автогражданки» (ДСГО), считает глава комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. Этот вид страхования в последние годы увеличивал объемы: многие водители покупали дополнительную защиту, опасаясь, что суммы выплат по обязательному виду страхования автогражданской ответственности в случае ДТП может не хватить для устранения последствий аварии. Только за 9 месяцев 2015-го, по данным Insurance TOP, премии по добровольной «автогражданке» составили около 100 млн грн.
«Ничего страшного в сокращении объемов продаж полисов добровольной „автогражданки“ нет, — успокаивает президент ассоциации „Страховой бизнес“ Игорь Яковенко, — Владельцы дорогих авто по-прежнему будут покупать дополнительную защиту, а остальные ограничатся ОСАГО, что проще и удобнее как для потребителей, так и для страховых компаний».
При увеличении лимитов выплат по ОСАГО вырастет и размер франшизы (суммы ремонта авто, которую водитель платит со своего кармана). По закону франшиза составляет до 2% от максимального размера выплаты по ущербу, нанесенному имуществу потерпевшего в ДТП. Пока что франшиза составляет 1 тыс грн (или 2% от 50 тыс грн), но при удвоении лимита ответственности по ОСАГО она вырастет до двух тысяч. «Думаю, что многие страховщики не станут применять максимальную франшизу, ограничившись небольшой суммой, а то и вовсе отказавшись от нее, чтобы сохранить конкурентное преимущество на рынке ОСАГО», — прогнозирует председатель правления Всеукраинского объединения потребителей страховых услуг «Страховая защита» Василий Дарков. По его словам, проблема с франшизой может возникнуть только в том случае, если МТСБУ начнет диктовать страховщикам условия ее применения, как в случае с ограничением размера скидок по системе «бонус-малус».
Нерешенный вопрос
«Постепенное повышение в Украине лимитов выплат по „автогражданке“ должно, наконец, привести рынок к уровню выплат, принятому в странах Европы», — прогнозирует Игорь Яковенко. В странах ЕС лимиты ответственности по «автогражданке» составляют 1 млн. евро на одного пострадавшего или 5 млн. евро на одно страховое событие, независимо от количества пострадавших.
Страховщики признают: до европейского уровня страховых компенсаций Украина поднимется не раньше, чем через 5-10 лет. Но при этом умалчивают, что удвоение лимитов ответственности в 2016 году увеличит реальные выплаты по «автогражданке» не вдвое, а всего лишь на 5%.
Дело в том, что согласно изменениям, внесенным в закон об ОСАГО еще в 2013-м, размер страховых выплат по ущербу, причиненному жизни и здоровью пострадавших в ДТП, зависит от размера минимальной заработной платы. Например, выплата при наступлении смерти пострадавшего в ДТП или по инвалидности І группы составляет 36 минимальных зарплат — сегодня это около 50 тыс грн. ІІ группа — 18 (около 25 тыс грн) и ІІІ группа — 12 минимальных зарплат (16,5 тыс грн). Размер морального ущерба составляет всего 5% суммы страхового возмещения.
По мнению авторов изменений, такой подход должен был привести к увеличению страховых выплат по ущербу, нанесенному жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Но этого не произошло. В МТСБУ подсчитали, что в 2014 году страховщики выплатили «за жизнь» всего 31 млн грн или 3,2% общей суммы страховых выплат. По самым оптимистичным прогнозам в этом году доля компенсаций по ущербу, причиненному жизни и здоровью участников ДТП, должна достичь 7%, тогда как в странах ЕС она составляет 50-60%.