Украинское промышленное лобби во главе с богатейшими бизнесменами страны Ринатом Ахметовым и Игорем Коломойским может вздохнуть с облегчением — повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки откладывается на неопределенное время.
Как стало известно на этой неделе, подарок олигархам сделала Государственная регуляторная служба Украины, заместитель главы которой Олег Мирошниченко в статусе и. о. главы этого ведомства подписал решение об отказе в согласовании проекта приказа Министерства инфраструктуры Украины «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Минтранссвязи».
В этом проекте ведомство Андрея Пивоварского предложило провести индексацию тарифов на перевозки грузов железнодорожниками, повысив их на 15% со дня официального опубликования (в Мининфраструктуры надеялись,что это произойдет уже в январе текущего года). Исключение планировалось сделать лишь для угля, стоимость перевозки которого с января должна была вырасти на 5%, а с апреля — еще на 9,5%. Кроме того, с 1 июля 2016 г. должна была стартовать вторая волна повышения тарифов на грузовые ж/д перевозки.
Для самых массовых грузов первого класса (к нему относятся сырьевые ресурсы — уголь, железная руда, щебень и пр.) тарифы должны вырасти на 20%, а для грузов третьего класса (с высокой добавленной стоимостью) — лишь на 5%. Таким образом, по замыслу ведомства Пивоварского, разница между тарифами на перевозку грузов различных классов должна выравняться.
Против этого выступили практически все крупнейшие промышленные группы страны — еще в прошлом году, они начали масштабную кампанию против роста цен на грузоперевозки. В ее рамках руководители отраслевых объединений и крупнейших промышленных предприятий Украины подписали обращение к властям с просьбой не допустить повышения тарифов на железнодорожные грузовые перевозки, из-за которых дополнительные траты промышленников в 2015 г. оценивались на уровне 8,5 млрн грн.
«С июля 2014 г. тарифы уже были повышены на 12,5%, с февраля 2015-го еще на 30%. Невзирая на глубокий кризис реального сектора отечественной экономики, общий рост стоимости железнодорожных перевозок составит 82,9%, что значительно больше пессимистических прогнозов правительства относительно уровня цен промышленных производителей на конец 2015 г.», — было указано в обращении. В число подписантов вошли представители большинства крупнейших бизнес-групп страны — «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова (Запорожский ферросплавный завод), «Интерпайп» Виктора Пинчука (Новомосковский трубный завод), «Финансы и кредит» Константина Жеваго (Полтавский ГОК), комбинат «АрселорМиттал Кривой Рог» Лакшми Миттала. А также ассоциации «Металлургпром» и «Укрцемент», Союз химиков, Всеукраинский союз производителей стройматериалов и другие организации.
Первую скрипку среди них играл Ринат Ахметов — обращение подписали представители сразу пяти его предприятий (Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича, «Запорожогнеупор», «ДТЭК-Энерго», «Метинвест-шиппинг», Авдеевский коксохимзавод). В течение всего года в принадлежащих Ахметову, Пинчуку и Коломойскому СМИ выходили материалы о том, что повышение тарифов в сложившихся экономических условиях неоправданно и и губительно для экономики, может привести к снижению конкурентоспособности национальных производителей на мировых рынках и падению поступлений от экспорта. Эта работа в совокупности с «нащупыванием точек соприкосновения» в ряде ведомств привела к успеху. Причем на сторону промышленного лобби встала не только Государственная регуляторная служба, решившая, что ведомство Андрея Пивоварского разработало свой проект приказа «с нарушением принципов адекватности, сбалансированности и предсказуемости», но и Министерство финансов.
В январе заместитель главы этого ведомства Оксана Маркарова пришла к выводу, что «рост индекса цен производителей промышленной продукции, связанный с увеличением транспортной составляющей в ценах на продукцию, приведет к росту себестоимости продукции субъектов хозяйствования, которые пользуются услугами железнодорожного транспорта». И от имени Минфина рекомендовала Мининфраструктуры обосновать предложенное им изменение тарифов.