У знаменитого серийного убийцы Декстера Моргана из сериала «Декстер», последний эпизод которого показали 22 сентября, появился достойный преемник. Этим летом американский кабельный канал Showtime решился на неслыханный шаг. Одновременно со стартом финального сезона «Декстера» канал запустил новый проект — «Рэй Донован» (Ray Donovan). Таким образом кабельный гигант дал понять телезрителям, что главным сериалом отныне становится «Рэй».
Любители качественного телеконтента знают, что Showtime слабых лент не снимает принципиально. Чтобы сохранить эту тенденцию, канал прекращает выпуск новых сезонов «Декстера» на пике его популярности — первую серию восьмого сезона посмотрели около 3 млн человек — и передает корону преемнику.
Как и раньше, Showtime ищет и находит новые формы подачи проверенных временем историй. В основе сюжета «Рэя Донована» лежит рассказ об ирландском парне, который зарабатывает на жизнь тем, что разруливает чужие проблемы. Кто‑то проснулся с мертвой проституткой в номере, усыпанном белым порошком? Ок. Один звонок Рэю (голливудская звезда Лив Шрайбер) — и проблем снова нет: записи с камер наблюдения уничтожены, труп испарился, полицейские «подмазаны», а журналисты молчат. Правда, стоит такой сервис дорого, поэтому позволить его себе могут только кинозвезды и спортсмены высшей лиги.
Однако далеко не работа отнимает большую часть душевных сил героя. Неприятности, совсем как в жизни, притаились и в собственной семье. Рэй рос и мужал в школе бокса, принадлежавшей отцу, и теперь владеет ею на паях с тремя своими братьями — такими же крутыми парнями, как он сам. И хотя из всех братьев Рэй самый крутой, это никак не спасает его от того, что из тюрьмы досрочно освобождается их папаша, старший Донован — совершенно отмороженный негодяй в исполнении блистательного Джона Войта (звезда фильмов «Полуночный ковбой», «Анаконда» и еще нескольких десятков, а также отец Анджелины Джоли), с которым у Рэя немедленно начинаются непредвиденные неприятности, переходящие в мордобой. Герои все‑таки боксеры — здесь за спрос сразу бьют в нос. Одновременно возникают сложности и с детьми-подростками, женой (Пола Малколмсон). Да еще и клиенты чудят. С каждой серией сюжет закручивается во все более тугой кулак, который, кажется, вот-вот обрушится на крепкую шею Рэя.
Нельзя не отметить гламурную, выверенную «картинку» — благодаря ей контраст получается действительно резким. Современного зрителя трудно шокировать, но несколько капель крови в безупречно чистой ванной голливудской звезды (а они регулярно влипают в неприятные истории) потрясают так, словно видишь кровь впервые в жизни.
И главное. «Рэй» закрепляет традицию, начатую «Кланом Сопрано». Нам больше не говорят напрямую, положительный или отрицательный персонаж главный герой. Сочувствовать ему или желать скорейшего краха. Так уже никто не делает. Теперь, по замыслу создателей фильма, нам без подсказок предстоит решать, кто хороший, а кто плохой, где черное, а где белое. Хорошее кино, оно как жизнь, — готовых рецептов не дает.