Европа больше не хочет платить за возобновляемую энергию, сокращая объем дотаций и количество введенных новых проектов. «Зеленая» энергетика становится слишком невыгодной на фоне рухнувших цен на нефть, газ и уголь.
В течение более десятилетия у европейских стран были серьезные стимулы, чтобы быть мировыми лидерами в развитии ветряной и солнечной энергетики, пишет The Wall Street Journal. В 2004 году на возобновляемые источники энергии приходилось 14% генерации в Евросоюзе. В 2013 году доля выросла до 25%.
Но в последние пару лет Испания, Великобритания, Италия и другие страны стали урезать дотации на проекты в возобновляемой энергетике в попытке снизить затраты государства и стоимость электроэнергии в период экономического спада. В результате число одобренных проектов резко сократилось, а инвесторы уходят из этой отрасли, которая раньше всегда могла рассчитывать на стабильную поддержку от государства.
Сейчас на большей части Европы солнечные и ветряные фермы будут конкурировать за господдержку с традиционной энергетикой.
Урезание субсидий «дает ясный посыл, что возобновляемая энергия должна сама стоять на ногах», говорит банкир Access Corporate Finance Алекс Чаварот, работающий с компаниями в сфере возобновляемой энергетики.
Только один большой проект в солнечной энергетике получил одобрение в Европе (не считая Великобритании) за 11 месяцев 2015 года. Проект общей мощностью 2 мегаватта — это самый скромный показатель за пять лет. Согласно данным Ernst & Young, на которые ссылается Bloomberg, к примеру, в 2010 году было одобрено 14 новых проектов общей мощностью 240 мегаватт.
Не лучше обстоят дела в ветряной энергетике. В 2010 году европейские страны одобрили новые проекты прибрежных ветряных электростанций общей мощностью почти 6 тыс. мегаватт. Этот показатель упал до 1,02 тыс. мегаватт по итогам 11 месяцев прошлого года, согласно Ernst & Young. По наземным ветряным электростанциям показатель тоже упал, но не так сильно.
В Великобритании количество одобренных проектов по прибрежным ветряным электростанциям и солнечной энергетике также сократилось. В 2015 году власти страны урезали поддержку возобновляемой энергетики и с этого года прекращают субсидирование прибрежных ветряных электростанций.
В то же время британское правительство увеличило налоговые льготы для производителей нефти.
В Европе новые инвестиции в возобновляемую энергию составили $120,7 млрд в 2011 году, говорит исследование REN21 (группа правительственных и отраслевых организаций, которая отслеживает эту отрасль). В 2014 году новые инвестиции снизились до $57,5 млрд.
Тем не менее, партнер Ernst & Young Бен Воррен говорит, что некоторые европейские страны продолжают много инвестировать в возобновляемую энергетику — это Германия, Франция и Нидерланды.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов отмечает, что сейчас, безусловно, «зеленой» энергетике конкурировать с традиционными энергоносителями крайне сложно, учитывая падение цен на нефть, газ и уголь.
«Кстати, еще до того, как рухнула нефть, Европа начала закупать дешевый американский уголь, один из наименее экологичных видов топлива, — напоминает глава ФНЭБ. — То же самое происходит сейчас — Европа, ратующая за экологию, увеличила закупки подешевевших нефти и газа».
При этом эксперт указывает, что «зеленая» энергетика — отрасль, почти полностью дотируемая.
Но самое главное, реальная стоимость условного мегаватта «зеленой» электроэнергии никому не известна. Есть оценки различных агентств, но нет мирового ориентира — бенчмарков, как в случае с нефтью, или цен на хабах, как с газом.