Трейдеры всерьез заговорили о надвигающейся валютной войне. Угроза исходит от Центрального банка Японии и японской иены, укрепляющейся к доллару. Остаться в стороне от валютной войны не смогут ни Китай, ни Швейцария, ни Евросоюз.
В пятницу японская иена рекордно укрепилась к доллару — за неделю прирост составил 3,6% (максимум с июля 2009 года), до 116,7. Иена падала до минимума (со времен краха Lehman Brothers в 2008 году) в июне 2015 года. Но к концу года иена вновь начала укрепляться к доллару и в стране усилилась дефляция, которая длится более 15 лет. Японский Центробанк был вынужден пойти на крайнюю меру — снижение ключевой ставки до отрицательной величины. Усилия местного ЦБ пока тщетны.
Глобальные инвесторы выбирают иену в качестве «тихой гавани». И причин для этого несколько.
Непредсказуемый Китай
Инвесторы уходят с развивающихся рынков и вкладываются в активы развитых стран, включая Японию, по причине замедления роста экономики Китая (до 6,9% ВВП по итогам 2015 года) и непредсказуемости его политики. В секторе услуг Китая сейчас наблюдается рост, однако он замедляется, и инвесторы сомневаются, что китайские власти смогут компенсировать слабеющее промпроизводство переориентацией экономики на внутреннее потребление.
Кроме того, с начала 2016 года над мировыми рынками нависает угроза девальвации китайского юаня.
«Ни один другой источник политической неопределенности не является столь дестабилизирующим. Мало кто сомневается в том, что рано или поздно в течение ближайшего десятилетия Китай будет вынужден перейти к плавающему валютному курсу юаня», — считает Кеннет Рогофф, бывший главный экономист МВФ, профессор экономики и госполитики Гарвардского университета.
Федрезерв против иены, евро и франка
Будет ли иена укрепляться к доллару, во многом зависит от данных по занятости в США за январь и февраль.
Уровень безработицы в январе снизился с 5 до 4,9%, что стало минимумом с февраля 2008 года. Этот показатель будет принимать во внимание Федеральная резервная система (ФРС) США при определении своей дальнейшей политики. В марте ФРС должна определиться, следует ли дальше поднимать ключевую ставку или отказаться от этой идеи, поскольку ее рост и укрепление доллара еще больше замедлят экономику.
Снижает желание инвесторов рисковать и мотивирует их вкладываться в надежные валюты таких стран, как, например, Япония, Швейцария, или в единую европейскую валюту и замедление глобальной экономики в целом. В январе Всемирный банк снизил прогноз по росту мировой экономики в 2016 году с 3,3 до 2,9%.
Нефть подкачала
Наконец, внимание инвесторов переключилось в сторону более надежных активов на фоне низких цен на нефть и роста ее запасов. В прошлом месяце Brent впервые с февраля 2004 года упала ниже психологической отметки $30 за баррель.
По данным Американского института нефти (API), запасы нефти в США на прошлой неделе выросли на 7,8 млн баррелей, превысив 500 млн баррелей и достигнув максимального уровня с 1930 года.
Всю прошлую неделю инвесторы обсуждали возможное сокращение добычи нефти, при условии что Россия и ОПЕК договорятся об этом. Российский рынок находился под позитивным влиянием этой новости, но сейчас информация о встрече воспринимается рынком уже с сомнением.
Надежные валюты
Нефть, Китай и ФРС — это те три фактора, которые заставляют инвесторов бежать с развивающихся рынков и искать защиты в крепких валютах: иене, евро, английском фунте, швейцарском франке.
Снижение ставки до отрицательной величины ранее проводил Центробанк Швейцарии. В январе 2015 года он снизил учетную ставку с −0,25 до −0,75% и отказался от минимального курса национальной валюты по отношению к евро. Но франк все равно остается переоцененным, что обостряет дефляционные риски.
«Инвесторы сейчас предпочитают искать защитные активы, традиционно это золото и швейцарский франк. Но золото не панацея, оно котируется в долларах и, соответственно, больше реагирует на его колебания», — предупреждает Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс».
Глобальная валютная война
Еще в январе аналитики Bloomberg предупреждали, что в ближайшее время может произойти «глобальная валютная война», а растущая иена может спровоцировать регуляторов не только в Японии, но и в ЕС к активизации денежно-кредитного воздействия на рынок.
«Валютная война продолжается. Если доллар будет и дальше слабеть, ЕЦБ и Центральный банк Японии вернутся в игру», — цитирует Bloomberg руководителя отдела макроэкономической стратегии State Street Global Markets Ли Ферриджа.
Эксперты не берутся прогнозировать рубеж, с которого могут начаться валютные войны. Но конфликт может быть острым. ЦБ Японии даже готов повторно ввести налог на потребление, если иена продолжит курс на укрепление и дефляция в стране обострится.
«Трейдеры все больше говорят о валютной войне. Существует мнение, что ряд государств решили использовать девальвацию национальных валют как способ роста экспорта и, соответственно, своего ВВП. Какими будут ответные шаги ЕЦБ и ЦБ Японии, мы увидим очень скоро», — говорит Ващенко.
Если ФРС все же поднимет ставку в марте, встречных мер от центробанков развитых стран, скорее всего, не потребуется. Рост ставки укрепит доллар, и евро с юанем, скорее всего, вернутся на уровень октября — ноября прошлого года. Но существует большой риск того, что ФРС повременит с повышением ключевой ставки. К такому мнению склоняется большинство аналитиков. Тогда не исключен новый виток «валютной войны».