Киеву удалось обойтись этой зимой без российского газа, запасов украинских подземных хранилищ достаточно до конца отопительного периода. Находящейся в кризисе украинской промышленности российское топливо также не требуется. Однако «Газпром» может предъявить претензии по контракту за неотобранный в первом квартале газ. Кроме того, для пополнения запасов следующего сезона газ, вероятно, Киеву все же придется закупать у российского монополиста.
Многократные заявления украинских властей об отказе от российского газа в этом отопительном сезоне имеют все шансы стать реальностью — Украине фактически удалось пережить зиму без российского топлива. Отопительный сезон перевалил за середину, а в украинских подземных газохранилищах еще 10,7 млрд кубометров.
«Сейчас у нас на 1,8 млрд кубометров газа больше, чем на аналогичный период прошлого года», — подчеркивают в «Нафтогазе».
По данным украинского Фонда энергетических стратегий, отбор газа из ПХГ составляет 40–50 млн кубометров в сутки. Сопредседатель ФЭС Дмитрий Марунич отмечает: если сохранится погода, близкая к нынешней, газа в ПХГ хватит до окончания отопительного периода (он закончится 30 апреля).
Более того, учитывая, что крайняя точка заполненности хранилищ — 5 млрд кубометров (далее начинается уже так называемый буферный газ), запасов ПХГ при текущем уровне отбора хватит по меньшей мере на 114 дней. Марунич, впрочем, отмечает, что за последние годы уровень заполнения хранилищ не снижался ниже 6 млрд кубов, но даже в этом случае запасы могут быть использованы на протяжении более чем трех месяцев.
Сейчас потребление газа на Украине составляет около 110 млн кубометров в сутки, причем на промышленность приходится только 30–35% этих объемов.
Большую часть потребления обеспечивают газ из ПХГ и реверсные поставки из Европы. Как рассказали «Газете.Ru» в «Укртрансгазе», сейчас реверс составляет 43 млн кубометров в день. Природный газ поступает с территории Словакии и Польши. Всего с начала месяца (с 1 по 8 февраля) было импортировано 342 млн кубов газа. Остальные объемы потребления обеспечивает собственная добыча Украины.
В первом квартале 2016 года Украина от покупки российского газа отказалась, заявив, что получаемых по реверсу объемов ей достаточно, при этом цена реверсного газа заметно ниже. По словам главы украинского министерства топливной промышленности и энергетики Владимира Демчишина, она составляет $190 за 1 тыс. кубометров. Российский газ в первом квартале стоил бы для Украины $212 — и это при учете скидки (без нее — $230).
Кстати, в третьем квартале 2015 года Киев также газ из России не закупал, причем тоже из-за высокой, по мнению Киева, цены. В конце сентября сторонам при поддержке Европы (которая опасалась, что Украине не хватит газа зимой и это приведет к несанкционированному отбору из транзитных объемов) удалось договориться о поставках. Причем и здесь Москва предоставила скидку в размере около $20, так что цена составила $228 за 1 тыс. кубов. По словам Демчишина, выгода для Украины от этой договоренности была равна 1 млрд грн — именно столько сэкономил «Нафтогаз». В общей сложности тогда у России было куплено чуть более 2 млрд куб. газа.
Но к началу декабря прошлого года Украина вновь отказалась закупать российский газ и продолжала эту линию в первом квартале 2016 года.
В конце ноября прошлого года украинский кабмин даже отдал «Нафтогазу» распоряжение, запрещающее закупку газа у «Газпрома». На вопрос, будет ли «Нафтогаз» закупать российский газ во втором квартале, в украинской компании не ответили. Украинский эксперт в сфере энергетики, бывший пресс-секретарь «Нафтогаза» Валентин Землянский полагает, что после окончания отопительного сезона-2015/16 Киев тем более не станет покупать российский газ.
«Для промышленности потребности в больших объемах нет, — поясняет Землянский. — Независимость от российского газа, о которой так любят говорить украинские власти и которая якобы является следствием значительной экономии расхода сырья, есть не что иное, как результат обвала промышленности».
В прошлом году, по словам эксперта, украинская промышленность потребила 11,4 млрд кубометров, что, по словам Землянского, является самым низким результатом за все время существования Украины как независимого государства.
Однако во второй половине года Украине надо будет готовить ПХГ к следующему отопительному сезону. «А только за счет реверса она наполнить хранилища до необходимого уровня не сможет», — отмечает глава российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. То есть как-то договариваться с «Газпромом» все равно придется.
Кроме того, не следует забывать, что в рамках действующего российско-украинского контракта продолжает работать правило «бери-или-плати» (take-or-pay), согласно которому контрагент обязан оплатить определенную минимальную долю законтрактованных объемов вне зависимости от того, отобрал ли он их в действительности.
«Газпром» уже потребовал от Украины $2,549 млрд за не отобранные в третьем квартале прошлого года 10,485 млрд кубов. Не исключено, что и за первый квартал 2016 года и далее (в зависимости от того, будет ли Киев закупать российский газ) российская монополия также выдвинет требования по take-or-pay.
Впрочем, украинская сторона уже неоднократно заявляла, что в том виде, в каком как принцип «бери-или-плати» прописан в контракте, она его не признает, и это уже станет вопросом судебных разбирательств.
Цена является одним из основных факторов, влияющих на решения Киева по закупке российского газа. По оценкам Константина Симонова, во втором квартале и поставки «Газпрома», и реверсный газ из Европы будут стоить в диапазоне $170–180 за 1 тыс. кубометров. Валентин Землянский говорит о $160.
Однако не менее важна политическая составляющая. Украинские власти уже неоднократно заявляли о своих намерениях полностью отказаться от российского газа, снижая зависимость. Пример уходящей зимы, казалось бы, это подтверждает. Однако, по словам Константина Симонова, фактически рост реверса из Европы на Украину в текущий отопительный период был обеспечен именно российским газом.
«Если зимой-2014/15 «Газпром» отказывался повышать по требованию поставки европейским клиентам, чтобы они не обеспечивали этим газом Украину, то сейчас задачи непременно заставить Киев покупать российский газ напрямую не стоит», — поясняет глава ФНЭБ.