В 2016 году банкам придется зарабатывать на пластиковых картах, высоких ставках на потребительские кредиты и транзакционных операциях. Другого выбора у них пока нет — из-за неблагоприятной экономической ситуации состояние банковских портфелей продолжает ухудшаться, а это нужно чем-то компенсировать. Впрочем, банкиры прогнозируют, что даже при появлении серьезных экономических признаков стабилизации в стране, для того, чтобы банки это почувствовали нужно от 6 до 9 месяцев.
Портфель с сюрпризом
На качество портфелей банков и долю в них невозвратных кредитах решающее влияние окажут инфляция, девальвация и снижение деловой активности.
При оптимистичном сценарии, если Украина выйдет на заявленный Нацбанком уровень инфляции в 12%, объем проблемных кредитов вырастет примерно на 5% (с порядка 30%, по экспертным данным на конец 2015 года). «В случае же катастрофического сценария, их объем может достигнуть 40%», — отмечает член Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.
При этом, по ожиданиям финансового директора «Юнисон банка» Егора Перелыгина, в этом году Украине стоит подготовиться к инфляции на уровне 25%, несмотря на все усилия регулятора по таргетированию. «Курс гривны с начала года стабильно волатилен, и, к большому сожалению, мы видим отсутствие четкой государственной стратегии по возобновлению кредитования или мер по установлению монетарной стабильности. Банки это чувствуют», — считает он.
Опаснее всего для банков в 2016 году станет рост невозвратных кредитов юрлиц. По мнению Шапрана, корпоративное кредитование — это самое слабое звено. «Если вы передо мной положите два абсолютно одинаковых банка, но у одного в портфеле будут 50% просроченных кредитов физлиц, а у другого — 5% по юрлицам, я вам скажу, что надежнее тот, что с физическими. Юрлица во время „идеального шторма“ быстро понимают, что к чему, и разбегаются как мыши», — говорит он.
То, что в стране сложилась корпоративная культура некачественных заемщиков и схем подтверждает и Перелыгин: «Юрлица привыкли к тому, что банк можно легко „кинуть“, как бы это ни звучало. Проблема в высокой степени коррупции в судейском, прокуратурном и силовом корпусах». Таким образом, по мнению эксперта, восстановление кредитования юрлиц упирается в наведение порядка в упомянутых системах — от подачи заявления до исполнения решения. Иначе, работать с такого рода клиентами для банков будет слишком рискованно.
В такой ситуации рядовые потребители станут объектом хищного (спекулятивного) кредитования со стороны финучреждений. «Ипотека на сегодня мертва как институт кредитования, автомобильное кредитование также лежит, остается только пластиковое карточки и рассрочки на покупку стиральной машины. В любой стране во время кризиса растет уровень предоставления спекулятивных кредитов», — говорит Перелыгин.
Заработать на проценте
В этом году банки будут зарабатывать в основном на высоких ставках на потребительские кредиты. Дело в том, что в условиях высокой инфляции и макроэкономической нестабильности финучреждениям необходимо как-то возмещать свои потери от невозвратных кредитов и зарабатывать для выполнения требований по резервированию.
По словам Шапрана, банки обязаны формировать резервы под проблемные кредиты, а в дополнение еще и придерживать определенную ликвидность для низко доходных инструментов, в том числе и ОВГЗ.
Кроме того, по словам эксперта, избытка ликвидности, о котором говорит НБУ, и который мог бы обеспечить снижение ставок и восстановление масштабного кредитования в стране, на банковском рынке сейчас нет. «Если посмотреть на данные за 9 месяцев прошлого года, у нас разброс нормативов текущей ликвидности по 100 банкам колеблется от 42% до 200%. При нормативе 40%, это говорит о том, что одни еле сводили концы с концами, а другие — имели большой запас ликвидности. Поэтому, к сожалению, не могу согласиться с тем, что система имеет достаточную для восстановления кредитования ликвидность. А та ликвидность, которая уже накоплена, будет частично абсорбирована покупкой банками ОВГЗ», — считает Егор Перелыгин.
Речь в данном случае идет о последних требованиях Министерства финансов к банкам, претендующим на выплату бюджетных зарплат, взять на себя обязательство купить ОВГЗ на 20% регулятивного капитала. «Это требование направляет банковские ресурсы на рынок квазиактивов — ОВГЗ, которые не являются чем-то таким, что может стимулировать развитие внутреннего производства и потребления», — резюмирует Шапран.
В целом, эксперты единодушно переводят проблемы работы банковского сектора этого года в поле макроэкономической нестабильности и инфляции.
«Сейчас очень важные для банковской отрасли вопросы, это будет ли власть в стране консолидированной, будут ли продолжаться реформы? Вот что произойдет, если те деньги, которые должны прийти на пополнение золотовалютных резервов и поступить по финансовому счету до конца года, так и не поступят? Вот это сейчас проблема. И это не проблема коммерческих или государственных, это проблема государства как такового», — уточняет глава совета Независимой ассоциации банков Украины Роман Шпек.
Что касается инфляции, то и здесь, по мнению экспертов, мяч на стороне государства, так как для остановки инфляции необходим жесткий контроль скрытой допэмиссии.
Последняя в этом году снова возможна, как минимум для финансирования четырех основных направлений: дотации пенсионного фонда, увеличение энергосубсидий, финансирование Фонда гарантирования вкладов и до сих пор до конца не реорганизованного НАК «Нафтогаз-Украины». Но даже при появлении серьезных экономических признаков стабилизации в стране, для того, чтобы банки это почувствовали нужно время — от полугода до 9 месяцев.
состояние банковских портфелей продолжает ухудшаться, а это нужно чем-то компенсировать особенно звонить жителчм зоны ато (войны) каждый день намекая почему вы не погибли?