Признание исторической ошибкой факта усыновления Унии Ватиканом, мягко сказать, смутило киевскую интеллигенцию настолько, что многие блогеры даже взяли на себя смелость (если не наглость) поучать старейший престол Европы искусству дипломатии. Ведь Папа же не продвинутый совсем: судя по всему, не читает популярных блогеров и не догадывается, что с некоторых смутных пор у нас «общепринято» на всяком мероприятии кричать «Cлава Украине». Даже папа украинских греко-католиков Святослав Шевчук узрел предубежденность в совместном заявлении Римского и Московского патриархов. Как же так! Вместо осуждения российской агрессии, оно содержит призыв к церквям воздержаться от поддержки гражданского конфликта в Украине. И как теперь ура-патриотам с «чистой совестью» призывать к лишению гражданства бытовых сепаратистов или возводить клевету на своего северного визави?
Как же так вышло, что папский совет не увидел за событиями руку Кремля, а в проповеди Украинской Православной Церкви не обнаружил ни одной почки либо другого органа агрессора? Более того, в совместном заявлении содержится призыв сохранить существующий порядок канонического устройства церквей. Может, дело в том, что кардиналы черпают сведения о мировых процессах не из легкодоступных источников, будь то ленты в соцсетях или иного псевдожурналисткого вброса токсинов. Конгрегация Святого Престола имеет самую обширную сеть сбора и обработки информации с многовековой историей, и осведомленности Ватикана может позавидовать любая разведка мира!
То, что митрополита Шевчука очень расстроил полный дипломатический провал собственной миссии, – трудно скрываемый факт. Однако многолетний опыт в делах церковной дипломатии способен дать чёткий посыл того, что следует ожидать от совместных заявлений РПЦ и РКЦ, особенно, если встреча патриархов была первой за всю историю. Престол святого Петра есть основополагающий камень католической веры: на догмате о непогрешимости Папы строится все католическое вероучение. Слова Франциска не следует оценивать или уценивать: им надо следовать, хоть, конечно же, и обида давит, и хочется реванша за допущенную Римом несправедливость в отношении определенных украинских верующих.
К сожалению, на сегодняшний день становится «общепринятой» международной тенденцией, когда вопросы устройства украинцев предпочитают обсуждать без украинцев. Можно обвинять в этом провале нашу недальновидную дипломатию, но есть и еще один весьма примечательный фактор для наших партнеров, на который мы перестали обращать внимание. В любом диалоге, где участвует украинская делегация, она имеет обыкновение топать ножкой и требовать своего, производя впечатление капризного и невоспитанного ребенка или психически неуравновешенного подростка с гормональным бунтом. Поэтому Ватикан, осознавая важность переговоров и исходя из желания добиться результата, не пригласил за стол переговоров свое проблемное приемное «чадо», способное разбить и без того хрупкую надежду на диалог. В отличие от римского папы, для московского родителя украинские дети являются родными, поэтому в составе делегации присутствовал представитель УПЦ.
Совместное заявление двух Церквей по сложившейся ситуации продиктовано исключительно интересами украинского народа жить дальше в мире и согласии. Призыв к церквям отказаться от поддержки конфликта вовсе не содержит рекомендации отказаться от помощи пострадавшим в этой войне. Материальная и духовная опека о ветеранах должна продолжаться, но проявлением христианской добродетели в данном случае является то, чтобы помочь людям вернуться с войны и обрести свое место в мирной жизни, а не чувствовать себя выброшенными за борт. Сегодня не секрет, что с последним выстрелом война для общества не закончится, а её последствия будут довлеть тяжким грузом на целом поколении, пережившем эту страшную трагедию. Задача Церкви сегодня – утереть слезы вдов и сирот и не оставить заботою инвалидов. Христос исцеляет душу и вместе с этим просветляет «умные очи сердца». Слово Божие должно принести в Украину надежду на полное исцеление от страшного душевного недуга междоусобной ненависти и победу над схизмой, занесённую ляхами пять столетий тому назад для раскола Православия.
Предстоятели Церквей напомнили, что, несмотря на разницу некоторых догматов, оценок и суждений, мы – в первую очередь – братья во Христе: у нас есть общий Отец в лице Триединого Бога и Животворящей Троицы. Настало время собрать разбросанные камни и построить на них общий дом, в котором больше никогда не будет конфликта между христианами.
Не нужно искать подвоха в том документе, который изложен совместными усилиями разума и молитвы. Если он стал возможен вопреки всякому человеческому пониманию, значит, на то есть Божья воля. А всем экспертам стоит просто задуматься (это сложно) и поискать причину собственного заблуждения (это еще сложнее), прежде чем осуждать документ, который увидел свет спустя тысячу лет – времени проб, ошибок и взаимных обвинений. Это тоже драгоценный опыт в межконфессиональном диалоге.
А если этот диалог – промысел Божий, то Сам Христос незримо присутствует здесь. Ибо кто может противостоять апостолам, собравшимся во славу Бога, во имя мира и согласия?
И завещал Господь Своим Апостолам: «Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).