Москва и Киев пошли на открытый конфликт в вопросе транзита грузов. После того как вчера Украина официально закрыла въезд российским автоперевозчикам с товаром, следующим в Европу, сегодня Россия полностью остановила украинских транзитеров, грузы которых шли в Азию. Если стороны не придут к компромиссу, то потеряют сухопутные маршруты доставки экспортных товаров, что выльется в потери, исчисляемые миллиардами долларов. В выигрыше могут оказаться белорусские перевозчики — при условии, что им хватит мощностей для обслуживания многократно увеличившегося грузопотока.
Напомним, 15 февраля Украина ввела временный запрет на транзит через свою территорию российских грузовиков. Это стало ответной мерой на действия России, которая 14 февраля заблокировала перемещение украинских фур по своей территории. «До момента получения объяснений от российской стороны и решения данного вопроса Украина временно приостанавливает транзитные перевозки грузовыми автомобилями, зарегистрированными в России, по территории Украины», — заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк.
Он подчеркнул: пока этот вопрос не будет урегулирован, Украина отзывает временные транзитные разрешения, выданные российским автоперевозчикам. На днях Киев и Москва согласовали квоты в 25 000 поездок с каждой стороны в оба конца. Это 1,25 млн тонн груза, или около 460 000 TEU в контейнерном измерении. Украина просила еще 15 000, но Россия на тот момент не согласовала эту заявку.
В понедельник глава российского правительства Дмитрий Медведев пригрозил Украине более жесткими мерами, если украинская сторона не прекратит блокирование российских грузовиков: «Дополнительные контрольные полномочия необходимо использовать в настоящий момент в отношении всех видов транспорта, который движется с территории Украины».
В итоге во вторник утром Минтранс РФ опубликовал сообщение о том, что Российская Федерация вводит полный запрет на движение украинских транзитеров. «Доставка грузов на территорию Республики Казахстан будет продолжена, но перевозчиками других государств», — подчеркивается в сообщении. На утро вторника органами Ространснадзора на территории РФ приостановлено движение 324 украинских грузовых транспортных средств. К моменту выхода материала стало известно, что министерству инфраструктуры удалось договориться с российской стороной о возвращении домой украинских водителей.
Конечная остановка
11 февраля в селе Нижние Ворота в Закарпатской области активисты сразу нескольких организаций объявили о запуске акции по блокированию перевозчиков из РФ. Цель — недопущение в Украину российских грузовиков, которые хлынули в страну после того, как России не удалось договориться с Польшей о квотах на международные перевозки. Так аргументировал действия своих коллег по ВО «Свобода» на Закарпатье, Волыни и Буковине глава объединения Олег Тягныбок.
За пару дней акцию поддержали в 10 областях страны. «Когда в Украине война, содействие развитию экономики страны-агрессора равно содействию финансирования ее шавок — сепаратистов на Донбассе, а также крови украинских солдат», — сообщил 12 февраля портал «Правого сектора». Активисты этой организации были среди главных действующих лиц при блокаде российских фур, требуя от властей запретить торговлю с Россией и закрыть российский бизнес на территории Украины.
Уже 14 февраля Россия, ссылаясь на действия активистов, применила эмбарго на движение грузового автотранспорта, зарегистрированного в Украине. К 15 февраля, по данным Минтранса России, было остановлено 160 украинских машин. Теперь же под запрет попали все грузы, включая железнодорожные.
Яценюк потребовал от России безотлагательно выполнить требования Всемирной торговой организации (ВТО) и восстановить транзитное движение украинских автотранспортных средств. Глава правительства заверяет, что Украина в этой связи проводит консультации и обращается к странам-членам Евросоюза относительно выполнения российской стороной базовых принципов ВТО. Россия в ответ также обвинила Украину в нарушении норм ВТО в части обеспечения свободного транзита. «Соответственно, в том, что она [Украина] сейчас не делает [не пускает автомобили], есть, наверное, признаки нарушения», — сказал журналистам директор департамента торговых переговоров российского Минэкономразвития Максим Медведков.
Для урегулирования ситуации по вопросу транзитных автоперевозок между странами начались технические консультации, заявил в понедельник на брифинге министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский. А Министерство иностранных дел уже обратилось с нотой к РФ в связи с введенными Москвой запретами. «Надеюсь, в ближайшее время будет выработано взвешенное решение по этой теме», — сказал Пивоварский. При этом он подчеркнул, что действия украинских активистов не нарушают международное соглашение: «Такие виды блокировки довольно часто происходят даже в самой Европе, что не приводит к нарушению международного права».
Цена конфликта
Проблемы Украины с транзитом товаров по территории Российской Федерации появились с начала этого года. По указу президента Владимира Путина транзит украинских товаров стал осуществляться только через территорию Республики Беларусь. Это заставило украинских перевозчиков дополнительно понести затраты порядка $1-1,5 тыс. на одной фуре, заявляли в январе участники рынка. Ограничения были введены и на железной дороге: Россия «разворачивала» украинские вагоны на своей границе. К концу января РФ вернула около 200 вагонов.
Украина начала отрабатывать экспериментальный вариант доставки товаров в Азию. Так, 15 января из Ильичевска по евроазиатскому маршруту «Шелковый путь» пошел украинский поезд сообщением Украина — Китай, через Грузию, Азербайджан и Казахстан. Сейчас этот проект проходит обкатку, и поток грузоотправителей, желающих им воспользоваться, невелик.
Исполнительный директор «Организации работодателей предприятий транспортных услуг Киева» Владимир Шемаев говорит, что «Шелковый путь» пока не сильно оправдал возложенные на него надежды: «Маршрут дольше и дороже в сравнении с автомобильными перевозками». Напомним, вопреки прогнозам о 10-дневном сроке доставки груза в конечный пункт, украинский поезд пришел с опозданием в четыре дня. А стоимость такой перевозки, согласно данным Шемаева, в два раза превышает цену доставки автомобильным маршрутом напрямую через Россию.
На автотранспорт приходится около 1 млн тонн транзитных перевозок в год. Леонид Костюченко, глава Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АсМАП), предупреждает: если Украина не урегулирует конфликт с российской стороной, под угрозой срыва — почти 40 000 автопоездок, которые запланированы на 2016 год. В денежном выражении, по информации Костюченко, эти потери могут составить свыше 4 млрд гривен в годовом измерении.
А в целом от закрытия движения грузов по территории РФ ущерб для Украины будет еще более ощутимым. Айварас Абромавичус, министр экономики, в конце января заявлял, что объем экспортных поставок украинских товаров через Россию составляет около $1,8 млрд в год. Это эквивалентно 4,5% всего украинского экспорта. Транзит российских грузов через Украину — 3% ее экспорта в Европу, но для нашей страны это 75% всего транзита железнодорожным транспортом и 10-15% — автомобильным.
У Российской Федерации ситуация не менее критична. Северные соседи Украины не согласовали с Турцией и Польшей движение грузоперевозчиков. Турция отказалась согласовывать разрешительные документы на грузоперевозки вследствие обострившихся отношений между странами после введения Российской Федерацией санкций на турецкие товары и ограничений движения автоперевозчиков из Турции по российской территории. А 1 февраля истек срок действия разрешений на грузоперевозки, которыми ежегодно обмениваются Россия и Польша. Переговоры сторон пока не привели к какому-то соглашению.
Дело в том, что новое законодательство России лимитирует присутствие польских перевозчиков на российском рынке, пояснил заместитель министра транспорта и строительства Польши Ежи Шмит. «Мы пытались решить вопрос на основе соглашения между Польшей и Российской Федерацией. Однако российская сторона хотела применить закон, который противоречит международному праву, и в действительности навязывать свои условия. И если бы мы их приняли, это означало бы, что 85% наших перевозчиков будут обязаны выйти с российского рынка», — говорит польский чиновник.
Можно констатировать, что Польша пытается отстоять свои экономические интересы. А с Украиной ситуация выглядит несколько сложнее. «Я бы не сказал, что это [запрет российского транзита] — полноценный ответный ход. Но Украине уже нужно было как-то реагировать, поскольку ответа на январские ограничения по транзиту со стороны РФ так и не последовало», — говорит Александр Паращий, руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital. По мнению аналитика, скорее, это промежуточное решение Украины, чтобы вынудить российскую сторону сесть за стол переговоров и пересмотреть свое решение: «Пока российские экспортеры не имеют сухопутной дороги в Европу — это серьезная проблема для России».
По данным eurostatica.com, за 11 месяцев 2015 года Россия отправила автомобилями в ЕС 8,64 млн тонн грузов, тогда как в обратном направлении европейские фуры завезли на российскую территорию более 9 млн тонн товара. Только в Польшу РФ поставила автотранспортом за этот период товаров на $7,1 млрд, а весь российский экспорт в Польшу в прошлом году составил $9,1 млрд. В другие страны Евросоюза объемы российского экспорта измеряются сотнями миллиардов долларов в год.
Что дальше
Вячеслав Коновалов, эксперт общественной компании «Европатруль», отмечает, что Россия оказалась практически в безвыходной ситуации: «Можно везти российские товары в Европу паромами через Балтийское море, но такая логистика удорожает доставку в разы. Экономики от такой транспортировки ждать не приходится, разве что Россия будет существенно дотировать перевозчиков». Он добавил, что для не массовых высокостоимостных грузов автоперевозки были очень выгодными, и сейчас для владельцев такого российского товара наступят крайне неблагоприятные времена.
По мнению Шемаева, РФ может направить потоки через порты Санкт-Петербурга, Калининграда и Усть-Луга в европейские порты Гамбурга, Киля и Любека. «Только один, например, порт Санкт-Петербурга может как минимум на 10 млн тонн увеличить грузооборот (в 2013-м — рекорд 61,1 млн тонн, в 2015-м — 51,1 млн тонн), что сопоставимо с 456 000 TEU (20-футовых контейнеров), или 200 000 фур», — говорит Шемаев. Кроме того, по данным Росавтотранса, с 21 февраля откроется паромная линия Засниц (Германия) — Балтийск (Россия). Переправа позволит доставлять три раза в неделю из Германии в Россию машины со стратегически важными грузами. Согласно подсчетам Шемаева, отправка паромами удорожает стоимость перевозок на 1-2 тыс. евро на каждую фуру в сравнении с сухопутным маршрутом автомобильного транспорта.
Коновалов уверен, что от конфликта Украины с Россией выиграют белорусские перевозчики, которые не попадают под какие-либо санкции: «Белорусы будут наращивать свои объемы, как это произошло в авиации, когда Украина и Россия полностью закрыли прямые перелеты».
Впрочем, обе стороны могут создать свои предприятия в Беларуси и продолжать возить свои грузы. Но насколько хватит белорусских квот на поездки в другие страны и готовы ли они будут поделиться ими с украинскими и российскими владельцами, вопрос остается открытым. По данным Ассоциации международных экспедиторов и логистики «БАМЭ», на 2016 год распределено 2640 годовых разрешений Беларуси от ЕКМТ (Европейской конференции министров транспорта) Евро-5.
Собеседники издания в белорусском правительстве отметили, что на каждую страну Евросоюза у Беларуси существуют квоты на транзитные перевозки вне зависимости от полученных разрешений. «С одной страной 2000, с другой — 10 000, а с некоторыми — и более 50 000 годовых квот», — объяснил источник, добавив, что все квоты максимально используются, и выразил сомнение, что страна может получить дополнительное количество для охвата, например, российских грузов.
Согласно подсчетам Костюченко, конфликт между странами, в результате которого закрыт путь в РФ для автомобилей из Украины, может лишить работы тысячи автоперевозчиков. «Какая-то часть перевозчиков уйдут в другие страны, но, по нашим данным, 5000 просто прекратят работу. То есть почти шестая часть всех автоперевозчиков страны, которых насчитывается порядка 35 000», — указывает эксперт.
В итоге, действуя под лозунгами борьбы с российским агрессором, Украина рискует очутиться в крайне затруднительном положении. Если в конце февраля Россия и Польша все-таки согласуют квоты на обоюдный транзит, то вряд ли российская сторона будет торопиться с решением транзитного конфликта с Украиной. Чего в итоге добились активисты? Шемаев допускает, что в преддверии возможных парламентских выборов политические организации таким образом стремятся привлечь к себе внимание с целью возвращения в информпространство.
«На антироссийской риторике сейчас очень быстро можно набрать политические баллы, и организаторы знали это. Поэтому и в других областях эту волну подхватили так называемые патриотически организации. В условиях [идеологического] вакуума властей организаторы вынудили правительство временно запретить транзит российских фур. В итоге проиграли и Украина, и Россия, а выиграли Беларусь и страны Балтии. Польша в этой ситуации также получила более серьезную переговорную позицию с РФ», — считает Шемаев.
Интересно, просто - вообще, что конкретно выиграла Украина переворотом и майдауном два года назад и окончательно рассорившись с Россией? Может жизнь сейчас легче в неньки стала, по тыщу эвро начали получать, детей своих простые граждане в Итон, Гарвард начали отправлять учится? Ах да, свобода блин и вот такие тупорылые акции))