Соглашение о свободной торговле между Европейским союзом и Украиной предусматривает 15‑летний переходный период для украинской автомобильной промышленности. По словам министра иностранных дел Леонида Кожары, будет введена квота на импорт автомобилей из ЕС — 45 тыс. единиц в год.
В рамках этой квоты в течение переходного периода импортная пошлина на авто, составляющая сегодня 10 %, будет постепенно снижаться до нуля. Автомобили, которые будут ввезены сверх установленной квоты, будут облагаться пошлинами в соответствии с национальным режимом.
Защитить своего
По словам директора департамента маркетинга и промышленно-экономического анализа ассоциации автопроизводителей Украины «УкрАвтопром» Георгия Овсянникова, ограничения по импорту автомобилей из ЕС были введены по просьбе автопроизводителей, в частности «УкрАвтопрома». «К нам прислушались и предусмотрели в соглашении положение об особом подходе к торговле автомобилями», — отметил Овсянников в разговоре с «Капиталом». «Это индикатор, который позволяет Украине применять защитные меры в случае превышения этого барьера», — добавил он.
По мнению Георгия Овсянникова, подписание соглашения в его нынешнем виде сделает более выгодным инвестирование в организацию производства автомобилей в Украине по сравнению с их импортом.
В то же время генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко считает, что европейские инвесторы придут в Украину лишь в том случае, когда соглашение будет подписано без переходного периода, поскольку произведенный в Украине автомобиль при его экспорте будет облагаться пошлиной в 10 %. «Поэтому европейцам будет более выгодно производить в Румынии, Болгарии, Чехии, Словакии, где действует нулевая пошлина», — считает Назаренко. Однако Овсянников отмечает, что если производство автомобилей в Украине будет организовано с локализацией свыше 60 %, то в ЕС такие автомобили будут поставляться без пошлины.
Средняя мера
По мнению Олега Назаренко, 45 тыс. единиц — это среднее количество импортируемых автомобилей в последние три года. «На сегодня это нормальная цифра. Но я помню 2008-й, когда в Украине было продано 653 тыс. автомобилей, а не 200 тыс., как в прошлом году», — рассказал «Капиталу» Назаренко. По его словам, если рынок останется на уровне 200 тыс. автомобилей, то 45 тыс. машин из ЕС — это нормально. «Но если рынок увеличится, допустим, до 300 тыс. единиц в год, 45 тыс. авто из Европы — уже мало», — подчеркнул собеседник издания и добавил, что все будет зависеть от рынка.