Компания Diawest (занимается продажей компьютерной техники) до конца года собирается открыть пять новых магазинов и освоить новый формат продаж. Об этом «Капиталу» рассказал президент Diawest Анатолий Балюк. Новые торговые точки будут расположены не в крупных городах, а в районных центрах, где продажи компании идут лучше всего. «Стоимость аренды там довольно низкая, а конкуренция практически отсутствует», — объясняет глава компании.
Ставка на каталог
В настоящее время 6 из 48 магазинов Diawest находятся в Киеве. Остальные работают в регионах, причем на районные центры приходится около половины из них. «У нас есть магазины в городах с населением 30 тыс. человек. Туда приезжают люди из сел и соседних городков», — говорит Анатолий Балюк. Таким покупателям компания собирается предложить новый сервис — «стол заказов», офлайновую альтернативу интернет-магазинам. Клиенты смогут приобрести не только тот товар, который находится на полке, но и получат доступ к большому каталогу продукции со склада. «Если в зале, к примеру, будет стоять 10‑20 моделей ноутбуков, то в каталоге их будет около 700», — рассказывает президент Diawest. Продавец-консультант поможет подобрать товар и оформить заказ, который покупателю доставят в течение одного дня.
Анатолий Балюк уверен: применять аналогичную или схожую схему в будущем будет большинство продавцов. «Торговля уходит в интернет, и офлайн-ритейл вынужден адаптироваться к потребностям времени», — рассуждает собеседник.
Неновая модель
Модель продаж, которую собирается применить Diawest, впервые возникла семь‑восемь лет назад в Великобритании, напоминает президент Украинской ассоциации директ-маркетинга и руководитель маркетинг-группы OS-Direct Валентин Калашник. По его мнению, на территории СНГ наиболее успешно реализовать ее удалось российской торговой сети «Энтер» и украинской «Алло!».
Помимо торговых точек, интернет-магазина и каталога, «Энтер» предлагает выбрать, заказать и купить товар через мобильные приложения, социальные сети и контакт-center. Как и Diawest, российский ритейлер активно ищет клиентов в глубинке. Согласно финансовой отчетности за I квартал 2013 г., доля продаж «Энтера» в регионах выросла в два раза по сравнению с аналогичным показателем за тот же период прошлого года.
«Алло» использует три канала продаж: торговые точки, каталог и интернет-магазин (Click & Collect). Доля последнего постоянно растет, утверждает руководитель «Алло» Валерий Золотухин. Сейчас в структуре дистанционных продаж на заказы по каталогу в магазине приходится 40 %, на Click & Collect — 60 %. «Покупатели отдают предпочтение интернет-магазину, так как у нас им даже не нужно платить за доставку», — делится руководитель «Алло». Как это удалось сделать, Валерий Золотухин отказался рассказывать. Валентин Калашник уверяет: при организации дистанционных продаж на доставку приходится основная часть расходов. Поэтому для Diawest, полагает эксперт, наиболее оптимальной является доставка товаров не по адресу клиента, а в магазин, где совершался заказ.
По мнению эксперта, потенциал роста таких продаж сейчас существует только в глубинке, где пользователи пока «боятся» интернета и намного больше доверяют реальным продавцам. Но и там проникновение всемирной сети увеличивается из года в год. Так, по данным июньского исследования InMind, проведенного по заказу Интернет Ассоциации Украины, за год доля сельского населения среди пользователей интернета выросла с 18 % до 23 %. Учитывая общее количество интернет-пользователей (более 22 млн), это около 5 млн. человек.