Экологичные и экономные, автомобили без двигателя внутреннего сгорания становятся все более популярными. Сегодня в Украине возможно купить практически любой электромобиль из производимых в мире.
Хотя украинцы неохотно отказываются от бензина, спрос на эту экзотическую технику растет. Одна из главных причин — ощутимая экономия на топливе и обслуживании.
Чисто и дешево
Пока в Украине электромобили ценят прежде всего за экономичность. Самые «бережливые» потребляют в среднем 10 кВт на 100 км пути. Учитывая, что 1 кВт электричества стоит в Киеве 36 коп., то проезд на расстояние в 100 км обойдется в 3,60 грн, в месяц — около 130 грн.
«Зарядка батарей зависит от мощности двигателя и составляет 3‑8 грн на 100 км», — отмечает владелец компании «Экоист» Антон Ржевский.
Эксперт обращает внимание, что электромобиль не требует обслуживания двигателя и топливной системы, не нуждается в замене масла и фильтров, свечей зажигания, клапанов. Затраты могут быть только на ремонт ходовой. Это дает экономию еще в 1000‑3000 грн в зависимости от марки автомобиля.
Достоинствами электромобиля будут также его простота и надежность в эксплуатации.
«Периодического осмотра требует лишь ходовая часть (она такая же, как в обычном автомобиле с ДВС), силовой агрегат, аккумуляторы и навесное оборудование требуют лишь наблюдения и периодических контрольных замеров. Стоимость таких услуг в разы меньше, чем у обычных автомобилей. Поэтому обслуживаться электромобили могут на любой СТО», — уверяет основатель компании «БИО Автомотив» Арсений Абдураимов.
К достоинствам электрокара стоит отнести и то, что его владелец избавлен от риска купить некачественное топливо и масло. «Один комплект аккумуляторов стоит $ 8 тыс., но современных литиевых аккумуляторов хватит на 12‑16 лет, или на миллион километров», — говорит руководитель направления электромобилей на заводе «Титан» Александр Туз.
В условиях Украины заряжать электромотор можно от обычной розетки в 220 Вт. Полная зарядка займет 6‑8 часов. В Киеве есть несколько специальных зарядных колонок для электромобилей, на которых «процедура» занимает всего 20‑30 минут. По словам менеджера «КВК-Электро» Оксаны Терещенко, владельцы нескольких сетей бензозаправок уже заинтересовались установкой зарядных колонок для электромобилей.
Тише едешь
Электромобили могут разгоняться до 140‑160 км / ч, но при такой скорости батареи быстро садятся, предупреждают эксперты. Оптимальная скорость для езды на электрокаре — 40‑70 км / ч, тогда аккумулятора хватит на весь день. Горожанам понравится, что электромобиль приспособлен для езды в пробках и тянучках: при рывках и торможении заряд восстанавливается.
Одного заряда хватает в среднем на 100‑140 км (для дешевых китайских авто этот показатель снижается до 80 км, а модные новинки проезжают по 360 км). В городе этого хватает, а за ночь аккумулятор отлично заряжается в гараже.
При поездке по Украине начнутся сложности с тем, что придется просить разрешения зарядить авто в придорожных кафе или на заправках и ждать 6‑8 часов полной зарядки. В горы и лес на электромобиле лучше не ехать однозначно.
На улицах города
Первый электромобиль еще в 2008 г. в Киев привез Александр Туз. Это был первый в мире серийный электромобиль Tropica. Белый кабриолет с надписью «Ездим на электричестве» был и остается уникальным для нашей страны, ведь в мире всего девять таких электрокаров.
«Электромобиль — это красота инженерная. С технической точки зрения он изящнее, проще, чем машина с двигателем внутреннего сгорания, — говорит Александр Туз. — Начал ездить и понял, что электрокар перспективней, практичней. Уже на 5‑6 сутки пользования понимаешь, что едешь почти бесплатно, бесшумно, безопасно — в электромобиле практически нечему ломаться. Кузов сделан из легких металлов, устойчивых к коррозии».
По улицам Киева и Донецка ездят десять Mitsubishi i-MiEV, принадлежащих компании ДТЭК. Это скорее популяризация идеи, ведь компания планирует создать сеть заправок для электромобилей.
Из новостей автолюбители знают о бешеной популярности в США автомобилей Tesla Model S. В этом году американцы покупают новый седан лучше, чем известные Mercedes S-Class, BMW 7‑Series и Audi A8. Правда, и стоимость авто на родине ниже, чем у заграничных конкурентов — около $ 70 тыс. В Украине же цена взлетает до $ 155 тыс.
В Киеве нет ни одного Tesla Model S, а компания уже начала принимать заказы на новый кроссовер Tesla Model X, способный разгоняться до 96 км / ч за 4,4 секунды — быстрее, чем Porsche 911. Ожидается, что в продажу электрокар поступит в 2014 г., но в Украине уже принимают заказы (по $ 149 тыс.).
Специалисты Tesla помогли японцам создать электрический кроссовер Toyota RAV4 EV, который недавно вышел на рынок. В США модель стоит от $ 50 тыс. Да, настоящий брендовый электромобиль не дешев, но есть альтернативное решение.
Экономия плюс имидж
Увлекшись электромобилями, Александр Туз создал на базе киевского завода «Титан» производство, где любые автомобили переделывают под электротягу. «У нас есть договоренности с компаниями Audi, Jaguar, Ferrari. Мы завозим кузова и комплектующие, собираем авто и устанавливаем электродвигатель.
За счет того, что не ставится ДВС, коробка передач, сцепление, электромобиль получается намного дешевле, чем соответствующая по характеристикам обычная машина», — рассказывает Александр. Все произведенные авто имеют разрешения и экспертизы Госстандарта и НИЦ БД. Популярностью пользуются электромобили в кузовах MINI Cooper S по € 33 000, Audi TT за € 36 000, Jaguar XKR за € 43 000.
«Не важно, новый автомобиль или старый. Если старый красивый коллекционный автомобиль не на ходу, ставим электромотор и аккумуляторы — и катайтесь с удовольствием, — говорит специалист. Например, «Ягуар» 1962 г. — это стильно».
На заводе берутся изготовить под заказ электромобиль любой придуманной заказчиком формы. Удовольствие ездить на уникальном авто своей мечты обойдется в сумму от € 66 тыс.
Самыми дешевыми в мире электромобилями являются китайские и индийские. В Украине официально представлены гонконгские электрокары BIO Automotive, стоящие от 128 тыс. грн. Есть авторизированные СТО, где проводят гарантийное и постгарантийное обслуживание, диагностику, замену аккумулятора. Электромобили прошли соответствующие испытания и сертифицированы на территории Украины.
Антон Ржевский из «Экоист» по опыту оценивает: «Китайские электромобили BIO Automotive, Selena очень неплохие и дешевле других за счет недорогих батарей. Их средняя скорость — 100 км / ч, они способны проехать до 150 км без подзарядки. Рекомендую ездить на них медленно, около 50 км / ч — это увеличит пробег до 250‑280 км».
Все современные модели, даже самые недорогие, имеют подогрев аккумуляторов и нормально переносят нашу зиму, говорит эксперт. Он обращает внимание, что при –20 °C любая машина заводится хуже, у электромобиля при низких температурах пробег снижается на 20 % из‑за необходимости тратить энергию на обогрев.
В компании «Экоист» также предлагают переоборудование автомобилей с ДВС. Антон Ржевский говорит, эта услуга самая востребованная. Минимальная цена переоборудования — $ 7 тыс. Электромобилем может стать любое авто, но имеет смысл тратить деньги на машины с хорошей ходовой, отмечает специалист.
Перспективы рынка
Основные покупатели электромобилей — представители мелкого бизнеса, жители больших городов и пригородов, которые покупают экономичную машину для передвижения исключительно по городу.
«Электромобиль в Украине сегодня — это модный гаджет, позволить который может себе не каждый, — констатирует Александр Туз. В мире рынок электромобилей развивается там, где государство заботится об экологии. Во Франции за покупку электромобиля дают компенсацию $ 7,5 тыс., в Дании — до € 60 тыс!
3-8 грн
составляет стоимость энергии,
которую расходует электромобиль на 100 км
Спрос на электромобили в Украине понемногу растет. Антон Ржевский говорит, что за последний год рынок вырос на 30‑40 %. Арсений Абдураимов уверен, что перспективы у этой техники многообещающие. Они обусловлены дороговизной нефтепродуктов, катастрофической экологической ситуацией, и, конечно же, отношением к электромобилям подрастающего поколения, которое позитивно воспринимает новые идеи.